Вернет ли Украина государственный долг?

На протяжении последних трех лет государственный долг Украины вырос почти в два с половиной раза и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. При этом в последний год рост внутреннего долга по темпам увеличения обгонял внешний долг.
Международные финансовые структуры не только повышали ставки для Украины, но и отказывались от кредитования правительства без выполнения уже не столько экономических, сколько политических требований.
В связи с этим, Кабмин Азарова решил пойти на беспрецедентные меры и в поисках ресурсов и отправился на поклон к Китаю, получив от последнего уверения в том, что китайские банки смогут дать необходимые средства, но, во-первых, под госгарантии, а, во-вторых, исключительно на развитие тех отраслей, которые интересны самим китайцам, в частности, сельского хозяйства.
При этом, как обычно, никаких расчетов относительно того, во что выльется Украине использование китайских кредитов, сделано не было. Нынешний Кабмин в этом плане ничем не отличается от абсолютно всех своих предшественников, которые брали деньги в долг, не имея ни малейшего понятия, за счет чего они будут эти долги возвращать и каким образом эффективно использовать полученные ресурсы.
В итоге, практически все деньги, которые Украина брала в долг, исчезали в неизвестном направлении, а разговоры о том, что они-де мол, «проедались», то есть тратились на поддержание объемов социальных выплат, гарантированных государством, не выдерживают ни малейшей критики. Никакими публичными документами не было подтверждено использование кредитных ресурсов, к примеру, для погашения задолженностей по зарплатам бюджетников, компенсации малоимущим стоимости услуг ЖКХ, выплат семьям с детьми, и другим статьям социальных расходов. Следовательно, ни на какую «социалку» они потрачены не были.
Не использовались кредиты и для развития экономики Украины. В частности, нет никаких свидетельств о том, что на полученные деньги были построены заводы, фабрики, созданы рабочие места в реальном секторе экономики.
Поскольку деньги не были использованы ни для социальных расходов, ни для развития экономики, то их возврат кредиторам, выглядит не просто весьма сомнительным, а скорее всего, невыполним заданием, ни для нынешнего, ни для любого другого правительства, без использования сверхрадикальных механизмов, одним из которых может стать продажа земли.
Бюджет Украины на 2013 год принят с дефицитом более, чем в 50 миллиардов гривен. Это означает, что не только на выплату долгов нет никаких денег, а государство планирует насытить экономику ничем не обеспеченными средствами, составляющими более 3% от ВВП или почти 15% от доходной части бюджета.
Это говорит о том, что возвращать долги с целью сократить общую задолженность никто не собирается. Единственный способ что-то отдать для правительства Азарова (если исключить распродажу остатков госсобственности) – это сделать новые долги и покрыть ими часть старых. Чем, собственно, правительство и планирует заняться в наступившем году, поскольку объем заимствований на текущий год уже запланирован в объеме, превышающем 100 миллиардов гривен.
Как можно убедиться из финансовых отчетов Госказначества и Минфина, единственный план, который успешно выполняется и даже перевыполняется правительством, это план по заимствованиям. Напомню, что в 2012 году Минфин делал долги с феноменальной скоростью – 2 миллиарда гривен в неделю. В этом году рекорд года прошлого будет превзойден.

Читайте также по теме