Накануне руководство Европейского Союза приняло специальную директиву, предписывающую государствам-членам структуры создать уполномоченные органы по делам беженцев. В компетенцию этих органов войдет рассмотрение вопросов о предоставлении политического убежища и вида на жительство выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Отныне каждый нелегал, которому удалось добраться до границ ЕС, может рассчитывать на то, что его просьба о социальной защите в Европе будет услышана и рассмотрена на самом высоком уровне. По мнению подавляющего большинства западных аналитиков, таким образом, официальный Брюссель фактически расписался в своей неспособности противостоять нелегальной миграции и обезопасить себя от наплыва экстремистов.
Скандал разразился там, где его, по сути, никто не ожидал. Несколько дней назад более 4 тысяч арабов и афганцев, пытавшихся проникнуть из Греции в Западную Европу, вступили в самую настоящую схватку с македонскими правоохранителями на контрольно-пропускном пункте «Гевгелия». Македония, которая по праву считается так называемой «транзитной страной» на пути беженцев в относительно богатые страны ЕС, внезапно отказала «соискателям» в праве беспрепятственного пересечения своей территории. Разгневанные нелегалы сначала спровоцировали столкновения с пограничной полицией, а затем вступили в схватку с местными жителями. Сообщается о нескольких десятках раненых и пяти сотнях арестованных. Скопье был вынужден ввести режим чрезвычайного положения, однако это ожидаемого результата не принесло: беженцы прорвали кордоны и направились в соседнюю Сербию, откуда планируют перебраться в Австрию, Германию, Италию и Испанию.
Новость об этом вызвала, если так можно выразиться, настоящее брожение в европейском обществе. Более чем в пятнадцати странах ЕС прошли массовые демонстрации протеста против присутствия в Объединенной Европе нелегалов, какого статуса они бы ни требовали. В Мюнхене и Берлине неизвестные напали на временные лагеря беженцев, а Рима и Мадриде местные националисты создали специальные патрули по «отлову» выходцев из «горячих точек». Сегодня утром со специальным заявлением выступило правительство Венгрии. По словам его официального представителя Золтана Ковача, Будапешт оставляет за собой право использовать армию, дабы защитить свои границы от пресловутых нелегалов. Напомним, в ночь на среду сербско-венгерскую границу перешло около 2 тысяч беженцев. «Мы официально предупреждаем, что в состоянии решить подобную проблему, даже если для этого придется применить оружие и военную технику», — подчеркнул, в частности, Ковач. Напомним, ранее стало известно, что Венгрия начала активное строительство специальной заградительной стены на своей границе с Сербией. В таком же тоне уже высказались Великобритания, Дания и Франция.
«Рекомендации Брюсселя о специальных уполномоченных органах наверняка будет проигнорирована, — сказал в комментарии ГолосUA активист международной правозащитной организации Human Rights Action Николас Вайндт. – Слишком высок в Европе градус озабоченности сложившейся ситуацией. ЕС действительно проиграла войну против нелегалов – они становятся более настойчивыми и изобретательными в своем намерении получить пристанище в благополучных государствах. Нас очень настораживает тот факт, что местное население и даже власти отдельно взятых стран открыто призывают к выдворению со своей территории выходцев из «проблемных регионов». Это может вызвать новые конфликты, которые наверняка будут сопровождаться насилием и даже кровопролитием».
Предполагается, что уже ближайшее время упомянутая проблема будет рассмотрена на специальном заседании Совета Безопасности ООН. Впрочем, рассчитывать на ее решение в этом контексте явно не приходится. «Европа не в состоянии содержать специальные лагеря для беженцев, — констатировал ГолосUA эксперт в сфере международных отношений Къяртан Селнес (Норвегия). – Кроме того, присутствие нелегалов порождает в Европе новые волны национализма и расизма. Образно выражаясь, мировое сообщество оказалось у входа в некий лабиринт, выбраться из которого практически невозможно».
Как бы там ни было, а сегодня упомянутое мировое сообщество в прямом смысле этого словосочетания замерло в ожидании дальнейшего развития ситуации. Насколько и каким образом ее удастся урегулировать, с точностью не может сказать никто.