-
24 января в Киеве на сцене Театра имени Ивана Франко состоится премьера нашумевшего в Европе украинско-швейцарского спектакля "ВИЙ" — совместного проекта театра ДАХ и театра Vidy-Lausanne. Оригинальную и самобытную постановку по мотивам Гоголя, осуществил не менее оригинальный и харизматичный режиссер-постановщик Влад Троицкий — руководитель и основатель ЦСИ ДАХ и продюсер этно-хаус группы "ДахаБраха". "ВИЙ" Троицкого уже успел покорить искушенного западноевропейского гурмана, совершив триумфальное шествие по известным театральным площадкам Швейцарии и Франции и получив восторженные рецензии, как от парижской публики, так и от театральных критиков. "Такого мы еще не видели!", — именно такой отзыв запомнился режиссеру всего. И теперь он привез интерпретацию своего любимого Гоголя на родину, чтобы новую версию мистического творения великого писателя, посмотрел и украинский зритель.
Украинско-швейцарская постановка, полное название которой "Вий — король земли", продолжает тему театрально-музыкальных спектаклей из цикла "Украина мистическая" "Король Лир. Пролог", созданных театром ДАХ и этно-хаус группой "ДахаБраха". Замысел был воплощен в Шыейцарии по приглашению знаменитого режиссера Рене Гонзалеса – создателя Театра Види Лозанна (Vidy-Lausanne). К сожалению, сам режиссер недавно ушел из жизни, так и не увидев премьеру спектакля, но он идет с памятным посвящением: "Рене Гонзалесу — настоящему мужчине, которых мало", — рассказал режиссер-постановщик Влад Троицкий. Он благодарен за доверие, и возможность реализовать такой масштабный мистический проект именно на сцене этого театра. На самом деле это лабораторный продюсерский центр, где ежегодно осуществляется несколько десятков новых постановок: обычно 5-10 премьерных спектаклей играют в Лозанне, а затем — тур по Европе. В этом театре нет постоянной труппы и репертуара, но тут интересуются всеми современными тенденциями и направлениями, имеющими место в современном искусстве.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-01/24/IrndMsVGVQD5SOxQ/image/1.jpg" /> "Для европейской публики Гоголь интересен, потому что о нем мало знают, особенно о его Малороссийском цикле… Он — загадка, тайна, — говорит основатель международного фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST Влад Троицкий, — И для меня этот спектакль — это своего рода путешествие к неизвестной Украине в период, когда наше современное западное сознание сталкивается с дилеммами, которые трудно понять. Это затерянный мир украинского села, где еще живут языческо-христианскими обрядами. И это то самое, что больше всего удивляет зрителя, потому, что первое впечатление от украинской провинции — дикость".
Собственно, от самого Гоголя в интерпретации Троицкого мало что осталось, разве что название произведения "Вий" да еще имя главного героя — Хома Брут. Но тут он — швейцарский студент с украинскими корнями, который вместе со своим другом отправляется в Украину: один в надежде найти хоть какие-то следы своих родственников, пропавших во время большого голода 1933 года, другой — в поисках авантюр и приключений в украинской глубинке. Роли обоих главных героев играют молодые актеры: Хому — поляк по происхождению Бортек Созански, а его друга — француз Пьер — Антуан Дюбек. Все остальные роли в спектакле исполняют актеры киевского театра ДАХ и этно-хаус группы "ДахаБраха". Они бьют в барабаны, играют на виолончели и скрипках, поют старинные гуцульские песни, трубят в трембиты и все это вживую прямо на сцене.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-01/24/IrndMsVGVQD5SOxQ/image/2.jpg" /> Почему так много гуцульского колорита? Потому что, по мнению режиссера-постановщика, именно в Карпатах (а не на Полтавщине, как у Гоголя), до настоящего времени, лучше всего сохранился настоящий аутентичный дух и нетронутые уголки природы, куда не дошла еще европейская цивилизация. Удивительно точно передает самобытность карпатских горцев и сценография: деревянные колоды, свисающие с потолка, раскачиваясь в так музыке, имитируют лес. Пол на сцене обильно посыпан еловый опилками, — их аромат, соединяясь с дымом церковных кадил, добавляет еще большей магии, которую усиливает выразительный видеоряд на заднем плане. В этой загадочной атмосфере и разворачиваются все основные события спектакля, участниками которых невольно становятся иностранные туристы: свадебные обряды, драки, похороны, откровения религиозного маньяка и чары умирающей ведьмы, — порой все это напоминает круговорот образов, созданных Сергеем Параджановым в фильме "Тени забытых предков". Поэтому неудивительно, что такого украинского колорита цивилизованная Европа на своей театральной сцене еще не видела!
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-01/24/IrndMsVGVQD5SOxQ/image/3.jpg" /> />
Но, в то время, как весь Запад в восторге от украинско-швейцарского проекта "ВИЙ", на родине Гоголя его практически проигнорировали. Нет, не зрители… Как раз с их стороны интерес к новому детищу В. Троицкого огромный: на единственную премьеру в Киеве билеты были проданы за несколько недель до события. Невероятный ажиотаж возник и вокруг закрытого показа, устроенного специально для швейцарской стороны, куда приглашения раздавались по особым спискам, составленным Посольством Швейцарии в Украине. "Нам пришлось сделать открытой еще и генеральную репетицию, — признался режиссер, — потому что очень много людей, молодежи, особенно студентов творческих ВУЗов хотели посмотреть спектакль". Но и на допремьерный показ смогли попасть далеко не все желающие — в зале просто не было свободного места, а зрители стояли в проходах и сидели вплотную на ступеньках на балконах. Впрочем, расходились после спектакля с разными впечатлениями: кто-то сетовал, что не увидел ничего нового, кто-то, наоборот, восторженно говорил, что Троицкий — режиссер превзошел сам себя, были и такие, кто увидел в постановке откровенный плагиат. Словом, ни один из киевских зрителей не остался равнодушным.Чего нельзя сказать об официальном представительстве с украинской стороны: от Министерства культуры не было ни финансовой поддержки, ни внимания. Все финансирование и организацию гастролей взяла на себя швейцарская сторона. Руководитель проектов Посольства Швейцарии в Украине Елена Чернеженко и лично господин посол Кристиан Шьоненбергер сделали все возможное, чтобы найти спонсоров и партнеров для его реализации. Кстати, тут его называют самым большим и важным культурным проектом за годы существования дипломатических отношений между нашими двумя странами. "Более того, когда мы были в Париже с гастролями — в Лувре была выставка Пинзеля, приезжал наш министр культуры и мы приглашали украинское посольство хотя бы посетить наш спектакль, но никто из наших представителей так и не появился. Вообще, у нас тогда возникла мысль — было бы здорово сделать во Франции месяц украинской культуры, если так уж сложилось, столько событий… И теперь, когда мы приехали с гастролями в Киев ( хоть это и звучит нелепо – гастроли в своем родном городе), опять никто не пришел на пресс-конференцию, — хотя мы тоже приглашали на украинскую премьеру", — посетовал Владислав Троицкий.
Не нашла поддержки совместная украинско-швейцарская инициатива и у дирекции Национального академического театра оперы и балета Украины им. Т. Шевченко, где расценили "ВИЙ" в постановке В. Троицкого, как "неформат", который не вписывается в репертуарную концепцию. Хотя, по словам самого режиссера, именно на сцене этого театра (самой большой в столице) представление имело бы больше преимуществ. Из-за оригинальной сценографии и объемных декораций, актерам маловато места в помещении франковцев. Однако, Михаил Захаревич — генеральный директор театра им. И.Франко и Станислав Моисеев — художественный руководитель театра, не только согласились дать свою сцену гастролерам, но и пошли на встречу своим гостям, позволив вместо двух запланированных спектаклей, открыть зрителям зал еще и во время генеральной репетиции. Вероятно, что такого чрезвычайного интереса к проекту "ВИЙ", организаторы не предполагали, запланировав всего одну премьеру в Киеве. Но сам постановщик скромно отметил: "Рене Гонсалес был бы в восторге от этого спектакля". Что уж говорить о других … -
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-01/24/IrndMsVGVQD5SOxQ/image/4.jpg" />
Главная интрига проекта «Трактующие вечное молчание» заключается в том, что зритель, после...