Программу визита Президента в Польшу сократили вдвое. Эксперты отмечают, что неудобные ситуации не впервой. Но они предсказуемы – накануне визитов в Украине принимаются решения, неоднозначно воспринимаемые Варшавой.
«Непредвиденные» обстоятельства — предсказуемы
В пятницу, 2 декабря, президент Петр Порошенко совершил официальный визит в Республику Польша. Программа была сокращена вдвое.
Но это не первый случай, когда глава украинского государства попадает в неудобную ситуацию в Польше. Первый конфуз случился после победы на президентских выборах в Польше Анджея Дуды, когда П. Порошенко анонсировал визит в Варшаву. Однако А. Дуда встретиться не захотел.
Второй конфуз случился летом, когда в день приезда П. Порошенко, Варшава приняла резолюцию о геноциде. А на этот раз была отменена совместная поездка президентов, громко анонсированная П. Порошенко.
Напомним, что нынешний визит приурочен к 25 годовщине признания Польшей независимости Украины. Президент А. Дуда, официально приглашая П. Порошенко 24 августа, подчеркивал, что 2 декабря является «символическим днем».
В ответ украинский Президент выступил со встречной инициативой. Он пригласил главу польского государства съездить …в польский город Холм. Там 150 лет назад родился первый президент Украины Михаил Грушевский.
«Я сказал: господин президент, хорошо, что мы встречаемся в этот день, но было бы неправильно встречаться только в Варшаве. Поехали в Холм. Поехали, почтим Грушевского, сделаем парк, откроем памятник. Именно это должно быть символом единства наших народов», — рассказывал Петр Порошенко.
Но накануне визитаиз украинского посольства в Варшаве пришла информация, что поездка П. Порошенко и А. Дуды в город Холм отменена «в связи с непредвиденными обстоятельствами».
Игорь Исаев, главный редактор Мультимедийного портала украинцев Польши PROstir.pl уверен, что обстоятельства были весьма предсказуемы. Дескать, в Холме имя Грушевского не в чести — он считается полонофобом (что весьма спорно с исторической точки зрения).
«Местные власти на востоке Польши всячески стараются замолчать украинское прошлое этих земель. А нынешние центральные власти как раз дали им негласный зеленый свет», — поясняет И. Исаев.
Неужели нельзя было предвидеть такой оборот событий? Эксперт же отмечает: « Варшава все более категорична в вопросах истории». По его словам, нынешние польские власти не устают критиковать предшественников за слабую политику по отношению к Украине. Критика ведется в публичной плоскости. И дипломатам сложно ее не заметить.
Когда-то визит в Варшаву был первой зарубежной поездкой П. Порошенко в качестве президента, где он встретился не только с тогдашним польским президентом Брониславом Коморовским, но и с президентом США Бараком Обамой.
А год спустя, после победы на президентских выборах в Польше А. Дуды, П. Порошенко анонсировал визит в Варшаву. Однако А. Дуда встретиться не захотел, сославшись на загруженность. При этом визит в Киев был последним заграничным визитом А. Дуды в календаре 2015 года. Тогда польский президент пообещал П. Порошенко пролоббировать участие Украины в саммите НАТО в Варшаве летом 2016-го.
П. Порошенко приехал. Но в день его приезда Верхняя палата парламента Польши (Сенат), призвала нижнюю палату (Сейм) установить 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами. Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала тогда отмечал, что о подготовке постановления Сената было известно заранее. «Где было украинское посольство в Польше? Разве это не работа дипломатов предупреждать подобные решения?» — удивлялся он.
Сам себе режиссер
Накануне летнего визита Петра Порошенко в Варшаву, Киевсовет переименовал Московский проспект в проспект Степана Бандеры. В Польше восприняли это действие как недружественное.
А накануне нынешнего визита П. Порошенко издал указ№534 от 1 декабря «О приоритетных мерах по содействию укреплению национального единства и консолидации украинского общества». В нем речь идет о «преодолении советских и коммунистических стереотипов и мифов».
Глава государства поручил Кабмину распространять информацию о вкладе украинцев в развитие мировой цивилизации, о доблести украинского народа в борьбе за свободу и независимость, об украинском языке как «гарантии национально-государственной суверенности». Чествование героев борьбы украинского народа за независимость должно сопровождаться «развитием сети военно-патриотических клубов».
Политолог, кандидат политических наук, эксперт в области международной безопасности Андрей Мишин, ссылаясь на философа Карла Поппера, восклицает: «По Попперу это чистой воды националистический тоталитаризм. А где либерализм, гуманизм и с ними демократия, толерантность?». Он говорит, что указ противоречит всем существующим сегодня подходам к пониманию «консолидации общества». «Гарант железно с нацбандитизмом завязал», — иронизирует он.
Похоже, в Варшаве разделяют иронию. Ведь первые же слова, сказанные А. Дудой П. Порошенко, свидетельствовали: взаимопонимания между Украиной и Польшей не будет без признания сторонами «непростой исторической правды».
«Надо искать взаимопонимание, но этого нельзя сделать без признания исторической правды. Историческая правда должна быть разъяснена», — заявил польский президент украинскому в присутствии журналистов.Ранее П. Порошенко неоднократно приводил УПА в пример героизма и любви к Украине, подчеркивая, что потомки этой организации защищают Украину, и даже позировал в униформе с шевроном «циничный Бандера».
А в Польше, напротив, признали деятельность УПА преступной.Напомним, 11 июля 1943 года УПА провела самую масштабную этническую чистку поляков. Всего в ходе Волынской трагедии по польским данным погибли более ста тысяч человек. Около полумиллиона поляков были вынуждены бежать. Действия польской стороны привели к жертвам среди украинцев. Число погибших с украинской стороны оценивается от 2 до 3 тысяч человек (в Украине подсчеты официально не проводились).
Дружить с украинским народом, но не с властью
Польский парламент четырежды принимал резолюции по Волынской трагедии. В 2003, 2009, 2013, и 2016 годах. Но ни к 60-й, ни к 70-й годовщине событий в документе не употреблялось слово «геноцид». Оно появилось в резолюции Сейма только в нынешнем году — в 73-ю годовщину Волыни.Сейм Польской Республики не раз выражал благодарность украинцам, «которые рискуя, а порой и отдавая свою жизнь, защищали польских собратьев от чудовищной смерти от рук Организации Украинских Националистов и отрядов Украинской Повстанческой Армии».
Но на этот раз Сейм подчеркнул, что до сих пор « массовые убийства не были названы в соответствии с исторической правдой геноцидом». А в октябре в польском парламенте появился законопроект, призывающий наказывать за отрицание преступлений УПА. С чем же связаны такие действия?
Напомним, что 9 апреля 2015 года Верховной радой был принят пакет законов о «декоммунизации». В него входит закон о правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке, который гласит, что граждане Украины, а также иностранцы, которые «публично демонстрируют неуважение к борцам за свободу и независимость», будут преследоваться в законодательном порядке. К числу борцов за независимость законом были отнесены Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА).
Таким образом, в президентском указе от 1 декабря говорится о чествовании участников этих формирований. А Кабмину поручено разработать в двухмесячный срок план мероприятий. Дескать, это призвано помочь « консолидации украинского общества».
А. Мишин отмечает: «Консолидация обеспечивается на основе высокого уровня доверия к главе государства, правительству и правящей коалиции. В нашем случае, взглянув на рейтинги власти и электоральные тенденции, хочется просто упасть и заплакать». Судя по визиту П. Порошенко в Варшаву, украинская власть теряет рейтинг доверия не только внутри страны.
Ранее польская сторона приняла решение выделить кредитную помощь Украине на сумму 100 млн евро на протяжении 10 лет, кроме того — 500 дополнительных стипендий для студентов из семей украинских военнослужащих и жителей Донбасса для обучения в образовательных учреждениях Польши. Недавно Варшава заявила о готовности принять от миллиона до двух миллионов украинских трудовых мигрантов.
Но в политической сфере эксперты говорят о «деградации» отношений. Дескать, количество встреч на высшем уровне уменьшилось, а программу нынешнего визита П. Порошенко в Польшу, как говорилось выше, сократили вдвое.