Не успели выветриться пузырьки новогоднего шампанского, как “винницкие” разбушевались — Владимир Гройсман и Андрей Рева гневно прошлись по главным “вредителям” и виновникам украинской экономики — неработающим гражданам.
Гневные речи
“Украина не будет кормить безработных!” — в припадке гнева заявил бывший директор винницкого городского рынка Владимир Гройсман. Точная цитата звучит так: “Я не собираюсь содержать Службу занятости. Я не собираюсь содержать безработных. Я собираюсь дать людям нормальную работу и нормальную заработную плату”.
Жесткий наезд на службу занятости был вызван докладом министра соцполитики Андрея Ревы, в котором тот сообщил, что уровень занятости в Украине на сегодняшний день составляет 56,2% от количества трудоспособных людей.
Из 26 миллионов человек трудоспособного возраста в возрасте от 15 до 70 лет у нас на сегодняшний день занятыми являются чуть больше 16 млн человек», — сказал министр социальной политики Украины Андрей Рева.
Итак, поиск возможностей максимально сэкономить государственные средства логично уперся в самый безобидный для власти слой населения — безработных. Они многочисленны, но разобщены, а потому их легче отрезать от социальной помощи.
Справедливости ради, мы должны понимать — большинство из “незанятых” людей, просто не видны государству, так как работают нелегально и не факт, что в Украине.
Денежные мечты правительства
По логике Кабмина, мимо бюджета улетают сумасшедшие деньги.
Так, если 10 млн украинцев незаняты, из них пускай полтора миллиона официальные безработные (по методологии МОТ). Остается 8,5 млн. Допустим они устроятся на минимальную зарплату — 3200 грн. С каждого единый социальный взнос — 704 грн. А за всех минимум 6 млрд грн недополученных средств в бюджет ежемесячно или 72 млрд грн ежегодно.
У каждого министра соцполитики и премьера голова закружится от таких «деньжищ».
Вместо наполнения бюджета, государство не только ничего не получает, но и должно содержать армию официальных безработных, которая не такая уж и многочисленная — около миллиона граждан.
Во всем виновата служба занятости?
Корень всех проблем, по мнению Владимира Гройсмана, в неэффективной работе службы занятости, которую следует реформировать, поскольку она не отвечает принципам работы рынка труда и способствует безработице.
Забывает при этом Владимир Борисович, что в нашей стране, каждый официально работающий (а другие не получают “большие” выплаты при получении статуса безработного) платит с заработной платы страховые взносы на случай потери работы. Это не милость государства, а заслуженная страховая компенсация.
И даже ее незначительный размер имеет влияние на рынок труда, позволяя безработному не идти в откровенное рабство к работодателю, что стимулирует последних держать заработные платы хоть на каком-то оправданном физиологическом уровне.
Закручивать гайки официальным и неофициальным безработным правительство будет с помощью таких методов:
— снижение существующих требований к понятию подходящая работа. Будет убрана привязка к бывшей заработной плате и специализации;
— активное привлечение зарегистрированных безработных к общественным работам (пару раз снег или мусор погребут — живо побегут работу искать, а не на шее у государства сидеть);
— снижение суммы страховых выплат зарегистрированным безработным и сроков их предоставления
— массовые проверки предприятий на предмет нелегального трудоустройства.
— дополнительного налогообложения незанятых (в РФ на эту тему ведется вполне профессиональная дискуссия и готовится соответствующий законопроект в Госдуме).
Официально безработного за руку не поймаешь и не накажешь, поэтому было решено “бомбить Воронеж” – валить все проблемы на Службу занятости.
Так, по словам министра соцполитики Андрея Ревы, Служба занятости, не должна заниматься поиском работы, а лишь оформлять безработных и передавать такие списки в частные рекрутинговые агентства. Те будут искать им работу, а социальные службы — выплачивать агентам за каждого трудоустроенного вознаграждение после прохождения соискателем испытательного срока.
Свое жесткое отношение к безработным Владимир Гройсман пытался загладить обещанием рабочих мест. Однако, за счет чего эти рабочие места будут создаватьсяв Украине не сообщил.
По мнению, кандидата экономических наук, эксперта Центра социальных и трудовых исследований Захара Поповича цифра в 56% работающего населения не является критичной и уникальной. Столько же официально занято в Италии, а средний показатель по ЕС составляет около 60%. Помимо теневой занятости, больше количество людей получают пенсии по инвалидности, больные люди, женщины, ухаживающие за детьми и пр.
Спящие ФОПы
Можно с уверенностью утверждать, что после новогоднего закрытия «спящих» ФОП/СПД в службу занятости обратится немало бывших предпринимателей, которые по иронии судьбы и были созданы по специальным государственным программам службой занятостью. Нагрузка на бюджет вырастит.
Вице-премьер-министр Украины Павел Розенко прокомментировал ситуацию с предпринимателями в духе «туда им и дорога»: «Государство ничего не потеряло от того, что сегодня закрывают ФОПы граждане, которые не работали и не платили налоги».
В то же время, Павел Розенко пугает «спящих ФОПов»: «если вы придете через 15 лет в Пенсионный фонд, вам начислят такую же спящую пенсию".
На чей интеллектуальный уровень рассчитывает подобными заявлениями вице-премьер? У нас в стране солидарная пенсионная система, деньги падают в общий котел. При той динамике оттока рабочей силы из страны, демографического старения, через лет десять никто в Украине пенсию получать вообще не сможет. Пока пенсионные платежи невозможно наследовать, самой разумной стратегией в таких условиях является уход от пенсионных выплат государству. Это уже давно поняла половина работоспособного населения Украины, которую с таким тщательным рвением «ищет» Розенко с Ревой и иже с ними Гройсманом.
Законопроект под сукном
Законопроект, предусматривающий коренное реформирование службы занятости (создание Нацагенства занятости), пока пылится на сайте Минсоцполитики.
Скорее всего, его еще не раз отредактируют перед внесением на рассмотрение парламента, но некоторые интересные новации следует отметить:
— Нацагентство будет давать рекрутинговым компаниям на условиях аутсорсинга подряды на поиск работы безработным. В то же время оно будет жестко регламентировать их деятельность
— Нацагентство будет подписывать с каждым безработным «социальный контракт», предметом которого будет «объединение усилий, направленных на трудоустройство зарегистрированного безработного»;
— будет введено понятие транзитного рабочего места, которое будет создаваться для поучения профессионального опыта;
— текущая версия проекта по-прежнему предусматривает социальную защиту безработного, но понижает сумму выплат в зависимости от трудового стажа;
— при Нацагентстве будет создана новая структура — Совет национального рынка труда – консультационно-совещательный орган.
— подходящей работа будет определяться не по предыдущей заработной плате, а по средней по региону в данной сфере.
— если Нацагенство в течении двух месяцев не сможет найти работу, оно предложит любую подходящую по способностям, здоровью и профессиональному опыту.
— Законопроект узаконивает работу домашней прислуги – «надомный труд», «домашний труд».
Что ж, после официального появления новой профессиональной страты «слуг», остается ждать появления новых инициатив по введению «крепостных» или чего там мелочиться – «рабов».