Андрей Кислов
16:00 17/07/2017

Власть наступает на прессу и Интернет накануне выборов

Демонстрация силы в отношении СМИ произошла по окончании саммита Украина – ЕC,   констатируют эксперты. Они считают, что, не получив подтверждения европейской перспективы, власть срочно готовится к выборам и берет под контроль прессу и Интернет- хочет блокировать сайты без суда

Автоматчики «в преддверии выборов»

Институт массовой информации зафиксировал 122 нарушения свободы слова  в Украине за первую половину 2017 года.

Больше всего нарушений обнаружили в категории «препятствование законной профессиональной деятельности журналистов» – 42 случая. В категории «ограничение доступа к публичной информации» было 17 нарушений. На третьем месте по количеству оказались угрозы журналистам – 14 случаев. Институт отметил положительную динамику.

Эта информация была обнародована в пятницу, 14 июля. В тот же день, вооруженные правоохранители заблокировали работу медиа-холдинга «Вести», в центре столицы.

Сотрудников  собрали в переговорной комнате. Сразу после этого возникли проблемы с работой сайта, а журналистам радиостанции пригрозили отключить эфир. Главный военный прокурор Анатолий Матиос сообщил об обысках в компаниях, принадлежащих экс-министру доходов и сборов Александру Клименко, которому, в частности, инкриминируют закупку вагонов на выведенные в офшоры деньги.

«Надеюсь, что с сегодняшнего дня тысяча вагонов, стоимость которых составляет около 40 млн долларов, уже не будут приносить доход для бесплатного распространения такой «хорошей» газеты как «Вести» и всяких других фейковых сайтов, которые на украденные у украинцев деньги активно работают в медийном поле», — заявил главный военный прокурор.

Министр внутренних дел Арсен Аваков, в свою очередь, подчеркнул, что операция, дескать,  не касалась содержания журналистских материалов.

«Речь идет только об основах финансовых манипуляций», — утверждал он.

Но в Национальном союзе журналистов Украины  обеспокоены действиями силовиков в отношении журналистов.

«Нас волнует, чем вызвана такая показательная демонстрация силы – насколько необходимо присутствие автоматчиков»- задается вопросом глава НСЖУ Сергей Томиленко.

По мнению политолога Руслана Бортника, основная причина давления на  издание связана с тем, что газета имела «смелость доносить другую точку зрения, не схожую с точкой зрения власти».

«Очередная попытка «закрутить гайки» в преддверии выборов — никогда еще в Украине свобода слова не находилась под таким давлением», — отметил он.

Примечательно, что в редакцию «Вестей» правоохранители наведываются не впервые. В  сентябре 2014 года там проходили обыски, изымались серверы. Тогда владельцем издания позиционировал себя главный редактор Игорь Гужва.

Сейчас он возглавляет интернет-издание «Страна.ua».  22 июня в помещение этого издания ворвались силовики, которые провели обыск. Сергей Томиленко тогда отмечал, что обыск редакции СМИ и задержания главного редактора – это «чрезвычайная ситуация», особенно с учетом того, что «Страна.ua»  позволяет себе системно критиковать чиновников.

Затем стало известно о задержании главного редактора Игоря Гужвы.   Его подозревали  в вымогательстве денег за неразмещение компромата. В случае доказательства вины Гужве грозит лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества. Пока главред  отпущен под залог в 544 тысячи гривен.

Блокировка сайтов, вопреки мнению ЕС

26 апреля международная правозащитная организация «Репортеры без границ» обнародовала ежегодный рейтинг свободы прессы, в котором Украина заняла 102 место из 180 после таких стран как Монголия, Сьерра-Леоне, Кения, Мадагаскар, Киргизия. При этом отмечается, что по сравнению с результатами предыдущего года, Украина поднялась на пять строчек вверх.

А 15 мая Президент  Порошенко подписал указ, согласно которому под запрет попали социальные сети Вконтакте и Одноклассники, сайты Кинопоиск, Яндекс, Mail.ru.

Тогда генсек Совета Европы Турбьерн Яглад выразил обеспокоенность. 

«Блокировка социальных сетей, поисковых систем, почтовых служб и новостных веб-сайтов противоречит нашему общему пониманию свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации», — заявил Ягланд.

Прямых последствий для официального Киева не было. На саммите Украина-ЕС, который состоялся в Киеве 12-13 июля,  об ограничении свободы вслух не вспоминали.

Однако, этот саммит завершился без подписания итогового документа. Подоплеку раскрыла Deutsche Welle. Издание сообщило, что Киев хотел, чтобы в текст совместного заявления включили пункт о признании со стороны ЕС европейских стремлений Украины.  Но представители ряда стран были  против.

По мнению политолога Кирилла Молчанова, на саммите, «наши политики получили дипломатическую пощечину». 

«Стремление Украины в Европейский союз не было  поддержано Европой, что говорит об охлаждении в отношениях между сторонами»- отметил он.

Когда гости саммита разъехались, вооруженные правоохранители  направились в медиа-холдинг «Вести».

Кроме того, был обнародован законопроект № 6688  «Относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере», зарегистрированный в парламенте 12 июля.

Если вернувшись с парламентских каникул в сентябре, депутаты за него проголосуют, блокировать интернет-сайты можно будет без решения суда или СНБО. Достаточно будет  разрешения следственного судьи,  прокурора или просто следователя по согласованию с прокурором. Тогда сайт будет заблокирован временно — на период досудебного следствия или суда . А интернет- провайдеров предлагается обязать установить «необходимое оборудование» для возможности немедленного блокирования.

Политолог Виталий Кулик отмечает широкие возможности для блокирования, которые включают в себя действия, направленные на нарушение общественной безопасности, устрашение населения, провокации военного конфликта, международное осложнение, на оказание воздействия на принятие решений, совершение или несовершение действий органами государственной власти и т. д.

По его мнению, с такими формулировками можно заблокировать любой сайт.

« Это авторитарные методы «закручивания» свобод и прав человека в Украине, попытка установить контроль над Интернетом»- считает политолог.

Читайте также по теме