Политическая экосистема Украины, как и в любой другой стране, не гарантирует легкой жизни никому, даже популярным «антикоррупционерам». Больно спросить могут с каждого. Но последний скандал с Виталием Шабуниным ярко продемонстрировал – у власти нет антидота против молодой поросли гражданских активистов. Пока нет?
Последний антикоррупционер
Виталий Шабунин личность весьма примечательная — яркий харизматичный обличитель грехов многочисленных представителей власти, возглавляет Общественную организацию "Центр Противодействия Коррупции".
С конца 2000-х годов он занимался политической и общественной деятельностью в ОО "ОПОРА", а затем — в "Фундации региональных инициатив".
Кроме того, Шабунин является членом партии "Гражданская позиция" (проект «першого непрохідного» Анатолия Гриценко). К слову, партия практически перешагнула по социологическим исследованиям проходной барьер.
"Центр противодействия коррупции" был создан Шабуниным еще до «Евромайдана», а после Майдана он много времени провел, участвуя в формировании украинских антикоррупционных структур. Так, Виталий Шабунин возглавлял Совет общественного контроля свежесформированного Национального антикоррупционного бюро.
Шабунин стал одним их самых резких и принципиальных критиков украинской власти. Не просто критиком, я человеком который с цифрами и фактами в руках убедительно раскрывал грязное нутро новых руководителей страны. Особенно эффектно это смотрелось на эфирах у Шустера. Не в последнюю очередь поэтому шоу Савика и прикрыли.
Часть материалов Шабунина были посвящены окружению Петра Порошенко и его офшорам. Кроме того, он сотрудничал с командой расследователей из «Слідство.інфо», которые опубликовали ряд материалов о коррупции в президентском окружении.
Операция — нейтрализация
Конечно, под Шабунина активно копали. Ему вспоминали и начало карьеры, когда мальчик из Ровно начал карьеру еще во время учебы на пятом курсе в самом провинциальном Ровенском институте славяноведения под присмотром тогдашнего главы Ровенской ОГА Виктора Матчука. В 2006-ом, став депутатом Ровенского городского совета, он по-прежнему оставался в статусе его советника. Спустя год вместе с Матчуком он перекочевал в Верховную Раду – в качестве помощника народного депутата, которым оставался до 2011 года. Параллельно в 2008 году незаменимый молодой специалист успел поработать внештатным советником бывшего вице-премьера Ивана Васюника.
Потом ему приписывали связь с экс-бютовцами Николаем Томенко и Андреем Кожемякиным. Другие связывают Шабунина с Сергеем Пашинским и одиозным львовским бизнесменом, экс-народным депутатом и почетным президентом ФК «Карпаты» Петром Дыминским.
Не найдя прямого компромата, власть решила пойти окольным путем. Если американский гангстер Аль Капоне был арестован за неуплату налогов, то Шабунина решили вывести на публично-скользкую тему службы в армии, вернее отсутствия в биографии такой службы. Схема дала сбой, зато горячность Виталия подбросила власти новую идею – посадить активиста за драку.
7 июня к Шабунину домой пришли сотрудники военкомата, чтобы вручить повестку. Драка с Филимоненко, луганским блогером, который активно снимал ролики про "коррупцию" Шабунина, произошла 8 июня, когда Шабунин явился в военкомат. В Сети появилось видео без звука, на котором Филимоненко в очередной раз пытается задавать какие-то вопросы, и в ответ Шабунин бьет его. Сам Филимоненко утверждает, что спросил Шабунина о том, почему он не воюет в АТО.
До инцидента Филимоненко несколько раз в разное время подходил к Шабунину с вопросами, по словам последнего, — провоцировал его.
"Он несколько раз звонил моим коллегам, и довел до слез одну из них. Кроме того, он провоцировал меня, это не первая наша встреча. Во время одного из таких "разговоров" я и ударил этого провокатора", — рассказал Шабунин у здания Днепровского районного отделения нацполиции, где ему вручали подозрение.
Позже Филимоненко прыснул в глаза Шабунину из газового баллончика, активист был доставлен в больницу.
Всеволод Филимоненко сразу не заявил о побоях, и не лег в больницу. Зато через несколько дней у него были диагностированы средние телесные повреждения и против Шабунина открыли дело по статье 173 УК Украины "Нападение на журналиста".
Позже переквалифицировали обвинение на статью об умышленном нанесении средней тяжести телесных повреждений – санкция до 3 лет тюрьмы.
В финале истории Днепровский районный суд Киева отпустил руководителя Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина под личное обязательство. Журналистский статус Филимоненко не был подтвержден. Шабунина обязали в течение двух месяцев — до 14 октября сообщать следователям, прокурору и суду об изменении места жительства и работы.
Филимоненко остался недовольным таким развитием событий: "Насколько я понимаю, было либо осуществлено давление на следователя со стороны подозреваемого. Возможно, спустили команду из какого-то высокого кабинета. Но случилось то, что случилось. Следствию с моей стороны были предоставлены журналистское удостоверение, редакционное задание, диплом журналиста", — прокомментировал он.
Как объяснил Филимоненко, предыдущая статья (2 ст. 345-1 УКУ), которая инкриминировалась Шабунину, предусматривала нападение именно на журналиста и согласно ей антикоррупционеру грозило бы более суровое наказание.
Кто виноват?
Народный депутат Сергей Лещенко, коллега Шабунина по «антикоррупционной» деятельности, но «погоревший» на своей квартире, прокомментировал цели провокации: «План власти простой — получив судимость, Шабунин не сможет баллотироваться на следующих парламентских выборах… Для полного ансамбля Порошенко не хватало политических заключенных. Ясно, что финал этой истории будет для президента печальный», — говорит Сергей Лещенко.
Солидарность высказал и нардеп Виктор Чумак. По его мнению, власть зачищает политическое пространство от неугодных: «Друзья, а зачем власти кого-то сажать в тюрьму? Можно же просто "условно" дать сроки Шабунину, Лещенко, Найему, Касько, Чумаку, выслать Саакашвили, нанять блогеров, которые напишут, что вся демократическая оппозиция куплена и импотентна».
Но не все безоговорочно поддерживают Шабунина: «В принципе, с юридической точки зрения состав преступления есть. Виталий поддался на дешевую провокацию и сделал то, что от него хотели. Но страшных последствий здесь не будет. Потому что никому не интересно лепить из него реальную жертву режима — это слишком хороший пиар. Серьезные последствия могут быть только, если он и дальше будет на такое вестись. Тогда его просто дискредитируют окончательно, и он потеряет поддержку людей. А уже после этого его и сажать будет не надо», — считает волонтер Виталий Дайнега.
Председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики, народный депутат от "Народного фронта" Виктория Сюмар считает, что правоохранители пытаются "пришить" уголовное дело Шабунину.
На эту тему между Виторией Сюмар и Арсеном Аваковым состоялась заочная дискуссия.
«Конечно, Виталий — тот "санитар леса", который многим не нравится. Но такие "санитары" делают полезное дело, и умная власть обязана это понимать. Все попытки "пришить дело" Шабунину — абсурдны. Хотя бы потому что его легитимность в глазах людей значительно больше, чем у власти. И "прошивка дел" по таким вот спровоцированным предлогам — это грабли, топтаться по которым — тупость", — отметила Виктория Сюмар.
Министр внутренних дел Арсен Аваков не согласился с такой оценкой и отрицает избирательный подход к возбуждению уголовного дела в случае Шабунина: "Ну. Раз он "санитар"- тогда может лупить по любой наглой морде! Что же раньше-то не пояснили? Справку кто "истинный санитар" и кто "легитимный" у кого брать? Что бы разобраться, кто бьет правильно, а кто просто хулиган?", — отметил Аваков.
Дело против антикоррупционера Виталия Шабунина – апогей контрреволюции тех, чья политическая и профессиональная жизнь в Украине должна была закончиться в 2014 году вместе с бегством из Украины Виктора Януковича", – считает главный редактор издания Новое Время Виталий Сыч.
Как бы то ни было, власть серьезно озабочена подрывной деятельностью неконтролируемых ею общественников, таких как Виталий Шабунин. Она бы с легкостью с ними расправилась, если б за спинами антикоррупционеров не маячили кураторы из США и Евросоюза.
Промежуточной победой Банковой стало внесение изменений в законодательное поле Украины, предусматривающих заполнение имущественных деклараций общественными деятелями. Но основная битва еще предстоит.