Каждый год весной украинцы наблюдают одну и ту же картину: с дорог сходит снег вместе с асфальтом, образуя глубокие и широкие ямы. Их, правда, латают, но делают это обычно в дождь или снежную погоду. После чего чиновники бодро рапортуют о том, что «ремонт дорог завершен», и просят денег на новую «штопку-латку»… Точно так же каждый год нам рассказывают историю о том, что денег на строительство и ремонт не хватает, потому и приходится вести борьбу с ямами чуть ли не круглосуточно. Но действительно ли это так?
Эксперты предупреждают: если уже сегодня не принимать конкретных мер по изменению процесса строительства и ремонта магистралей в Украине, то уже к 2017 году 100% украинских дорог будут аварийными.
Согласно расчетам специалиста по оцениванию консалтинговой компании «William Invest Expert» Виктора Медведя, по состоянию на начало 2013 года, 80% украинских дорог изношены. Каждый год около 10% автодорог становятся непригодными для эксплуатации, при этом починить успевают только 5% магистралей. То есть наблюдается негативный прирост ежегодно в 5%. Последние годы отчетность о темпах ремонта и строительства, по сравнению с объемами полученных и освоенных на эти цели денег, поражает воображение.
Скажем, в 2012-ом в Украине построено и отремонтировано около 3 тыс. км дорог, в 2011-ом – более 2 тыс., в 2010 году – 973 км, в 2009-ом – 92 км. Такой рост в 2011-2012 годах объясняется просто: готовились к Евро. В ходе подготовки запланировали соорудить 3 455 км дорог. Заложили финансирование в объеме 34 млрд грн. В итоге проект реализовали наполовину, израсходовали 15 млрд грн, а дороги «сошли» вместе со снегом после первых оттепелей.
Теперь на месте магистралей – сплошные колдобины. Хотя чиновники утверждают, что на 91% ямы уже заделали, и готовы осваивать новые порции денег. Так, вице-премьер-министр Александр Вилкул заявил о необходимости реконструкции и ремонта 9 500 км автомобильных дорог до 2015 года и отметил, что нужно четко разграничить и закрепить дороги государственного значения за Укравтодором, а местного значения – за региональными властями. По мнению вице-премьер-министра, это положительно скажется на распределении средств, а также на качестве самих дорог. Но если и дальше дороги будет строить Укравтодор, то не хватит никаких денег, да и магистралей тоже не будет. Потому как на сегодняшний день, как это не дико звучит, украинцы полностью оплачивают ремонт всех дорог в стране!
Расчеты, сделанные «ГолосUA», показывают, что каждые пять лет украинцы полностью оплачивают ремонт и строительство дорог по протяженности, не уступающей длине всех автотрасс в Украине! Да-да, это не сказка (см. нашу инфографику).
На что же хватит этих денег? Если сделать расчеты, исходя из средней стоимости ямочного ремонта асфальтового покрытия в 133 грн за 1 кв. м (исходя из нынешних цен на материалы и расценок на производство работ), то собранных средств хватит для ремонта 37,5 тыс. км двухполосных дорог.
Что касается строительства, то, согласно действующим в Украине государственным нормам, стоимость километра автодороги второй категории шириной 19 м (5 м обочин и 11 м дороги) получается примерно 6,525 млн грн. Следовательно, денег хватит на 6667 км дорог.
В итоге собираемых с налогоплательщика в течение 5 лет денег будет достаточно, чтобы поддерживать существующую инфраструктуру автодорог практически в новом состоянии. Однако ничего подобного не наблюдается. Наоборот, с каждым годом ситуация лишь ухудшается…
КСТАТИ
Ситуация с украинскими дорогами ухудшается так быстро, что страна постоянно падает в международных рейтингах качества дорог. В 2011 году Украина заняла 133-е место из 148-ми в рейтинге состояния дорог, составленном американскими социологами из Института Гэллапа. Тогда Украина смогла обойти только Молдову, Монголию и страны Африки. Россия опередила нас на пять пунктов и заняла 128-е место, а Беларусь – 67-е место. Лидером рейтинга стали Объединенные Арабские Эмираты (90% довольных водителей), а худшими дорогами, согласно опросу,прославились Коморские Острова.
А уже в прошлом году Украина ухудшила свои позиции и оказалась на 142-ом месте из 144 возможных. Хуже магистрали только на Гаити и в Молдове. Кстати, Россия опередила Украину на 5 позиций и заняла 137-е место. Между Украиной и Россией в рейтинге расположились: Габон (Центральная Африка), Гвинея (Западная Африка), Монголия и Румыния. В пятерке лидеров – Франция, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Португалия и Оман. Первую десятку замкнула Германия. Не исключено, что в 2013 году Украина займет «почетное» первое место с конца по качеству дорог.