Безвизовый режим Украине не предоставили, вместо этого соседи приглашают украинцев на неквалифицированную работу. По экспертному мнению, трудовая миграция поможет европейской экономике, но навредит украинской. Восточная Европа теряла от миграции 1995-2012 годов до 7 % прироста ВВП региона. Теперь это ждет Украину.
Горничные и кухарки
В четверг, 24 ноября, миновал срок, в который Президент Порошенко анонсировал отмену европейских виз для украинцев. На саммите Украина –ЕС не был предоставлен безвизовый режим для туристических поездок.
Зато накануне стало известно, чтоПольша планирует привлечь дополнительно 1 миллион трудовых мигрантов из Украины, Беларуси и Вьетнама. Поскольку выходцы из этих стран хорошо себя зарекомендовали на рынке труда, сообщил президент Союза предпринимателей и работодателей Польши Цезарий Казмерчак.
Также Казмерчак подчеркнул, что, по подсчетам польского правительства, в стране уже работает 1 миллион украинцев. «Нам не нужно заниматься их интеграцией, учить языку, решать вопросы жилья, потому что они хорошо с этим справляются сами. И польское правительство это прекрасно понимает», — сказал он.
Ранее власти Польши объявили об отказе от приема беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. «Мы не хотим принимать мигрантов из Северной Африки, которые в большинстве своем не работают», — отметил Цезарий Казмерчак.
Цифра в 1 миллион трудовых мигрантов уже звучала из уст представителей польского истеблишмента.Назывались и более обширные планы. Ранее вице-премьер и министр экономики Польши Януш Пехочиньский сообщил, что Польша готова принять от 1 до 2 миллионов граждан Украины и официально их трудоустроить из-за демографического кризиса.
По его словам, Польше не хватает от 750 тыс. до 1,5 млн рабочих рук. Причем ценятся именно рабочие профессии. А также профессии низкой квалификации, такие как горничные или кухарки. Стартовая зарплата – 1500 злотых (около $400), иногда с обеспечением жильем и питанием.
Примечательно, что премьер-министр Беата Шидло заявила, что ее страна приняла «около миллиона беженцев из Украины». В свою очередь, посол Украины в Польше Андрей Дещица заявил, что в Польше нет беженцев из Украины, а есть трудовые мигранты, которые официально находятся на территории Республики Польша.
Впоследствии министр экономического развития Польши Матеуш Моравецкий на форуме в Давосе заявил, что Польша приняла 350 тыс. украинских беженцев. Но по данным Управления по вопросам иностранцев Польши (Urząd do Spraw Cudzoziemców), в 2015 году только двое граждан Украины получили статус беженца. Польские консульские учреждения в Украине в 2015 году выдали гражданам Украины 925 тыс. виз, что почти на 100 тыс. больше, чем в 2014 году (более 833 тыс.).
Впрочем, трактуются украинцы как «беженцы» или «мигранты», факт в том, что в Польше украинцы живут и трудятся. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский во время форума «Европа-Украина» в Лодзе, заявил, что украинцы, которые проживают и работают в Польше, ежегодно пересылают или передают в Украину около 5 миллиардов евро. Около 2,5 млрд евро украинцы пересылают путем банковских операций, еще 2,5 млрд евро — перевозят через границу наличными.
«Миллион украинцев официально высылают в Украину 10 млрд. злотых, а еще 10 млрд злотых, согласно данным Нацбанка Польши, привозят сами. Это означает, что с Польши в Украину передается 5 млрд евро — огромная сумма», — заявил глава польского МИД.
Впрочем, по украинским официальным данным (НБУ), объем денежных переводов из Польши, лидирующей по количеству трудовых мигрантов-украинцев, составил около 55 млн. долл. за 2015 год. Если речь идет о частных денежных переводах, а не перевозке наличности, то поступления из всех стран Евросоюза составили— 1,6 млрд. долл.Они немногим превышают по объемам переводы из России — 1,2 млрд. Например, во втором квартале 2016 года из России в Украину поступило 266,8 млн долл. А из Польши перевели по официальным каналам 22.8 млн.
«Помочь экономике Евросоюза»
16 ноября польский сейм проголосовал за снижение пенсионного возраста: до 65 лет — для мужчин, и до 60 — для женщин. Ранее, в 2011 году, возраст выхода на пенсию был до 67 лет для мужчин и женщин. Теперь польские власти сочли возможным снизить этот порог.
Такое решение контрастирует с заявлениями советника украинского правительства , экс-вице-премьера Польши, Лешека Бальцеровича, который настаивает на повышении пенсионного возраста в Украине. Бальцерович считает, что «этого не удастся избежать», на пенсионной реформе для украинцев настаивает МВФ. А Польша снижает пенсионный возраст для своих граждан. Почему?
Политолог Кирилл Сазонов отмечает, что в Польше заметили, что уже в ближайшее время соотношение пенсионеров и работающих граждан изменится в положительную сторону. Станет больше работающей молодежи, отчисления в Пенсионный фонд быстро вырастут.
«И это произойдет не потому, что в Польше происходил демографический взрыв, а потому, что в этой стране ждут большого притока работающей молодежи. Они даже квоты увеличили. Угадайте, откуда появится эта молодежь?», — пишет Сазонов и напоминает о расширении приема украинских мигрантов.
Он подчеркивает, что нетрудно догадаться и о последствиях такого решения для Украины. И это действительно нетрудно. Ведь путь оттока рабочей силы ранее проходила и сама Польша, и другие страны Восточной Европы.
Так, в заметках к дискуссиям Международного валютного фонда (МВФ) указывается, что после крушения социалистического строя Восточную Европу покинули почти 20 млн человек, или 5,5% от общей численности населения региона.
Массовая миграция с 1995 по 2012 год уменьшила прирост ВВП региона в среднем на 7 процентов. А искаженная пропорция занятых и незанятых людей привела к увеличению фискальной нагрузки.
«Утечка рабочей силы, как правило, уменьшает ВВП стран происхождения на душу населения. С учетом значительной доли квалифицированных мигрантов их приезд, видимо, пошел на пользу принимающим странам и ЕС в целом», — говорится в сообщении. В нем отмечается, что утечка образованных людей может уменьшить прогресс и инновации в странах происхождения. А деньги, которые эмигранты отсылают домой, лишь «частично минимизируют негативные последствия».
Напомним, в 2004 году бывшие республики СССР Латвия, Литва и Эстония, а также бывшие члены стран Варшавского договора Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, а также Мальта, Кипр и Словения вошли в состав ЕС. Теперь латвийский портал Delfi сообщает, что в Латвии риску бедности подвергается 31% населения. Малоимущими считаются 16,4% жителей. Кроме стран Балтии от последствий миграции страдают Болгария и Румыния.
Прогнозируется, что отрицательное влияние эмиграции на ВВП региона продолжится до 2030 года. Общий ущерб для экономики может составить 9%. А МВФ призывает страны, затронутые эмиграцией, предпринять шаги, чтобы уменьшить ее. В отношении Украины подобных рекомендаций не обнародовано. Напротив, эксперты отмечают, что под предлогом сотрудничества с МВФ власти проводят антисоциальную политику, которая толкает людей на эмиграцию.
Так, по последним данным Госслужбы статистики, средняя зарплата в Украине составляет $206 — примерно половина от уровня 2013 года. А экономист Александр Охрименко отмечает, что в ЕС можно даже нелегально заработать 300-500 евро за месяц. Он прогнозирует, что из Украины в ЕС уедет 5-7 млн украинцев.
По его словам, из-за разрыва экономических связей с РФ, в ближайшие два-три года закроется большое количество машиностроительных, химических металлургических и продовольственных предприятий. Это приведет и к массовому разорению малого и среднего бизнеса.
Сейчас, по разным оценкам, за рубежом постоянно трудятся от 2,2 до 3 миллионов украинцев. Эксперт-международник Андрей Бузаров полагает, что уровень эмиграции возрастет приблизительно на 10%. Ведь безработица в Украине продолжит расти и в начале следующего года может составить 1,8 миллиона человек вместо 1,7 млн безработных по итогам первого полугодия 2016 года.
При этом, по состоянию на 2016 год, в Украине официально трудоустроены 10,5 млн человек. А всего трудоспособного, или «экономически-активного» населения в стране — 17,2 млн человек.
Охрименко констатирует: «Украина теперь кроме зерна и металла становится крупнейшим поставщиком дешевой рабочей силы в ЕС. Это должно помочь экономике Евросоюза». Недаром посол Украины в Польше Андрей Дещица заявляет, что украинцы «имеют хорошую репутацию, работают на благо развития польской экономики и не получают никакой социальной помощи от польской власти».