ВНО-2015: селекция по-украински

Очевидно, что функционеры от образования ныне переусердствовали в желании быть инновационнее всех своих предшественников. Не успели будущие абитуриенты сдать первый тест по украинскому языку и литературе, как возмущенные учителя, родители и даже авторы использованных тестовых материалов ринулись отстаивать свои права. Напомним, что в этом году введено немало новшеств, среди которых: результаты тестирования одновременно засчитываются и как результаты государственной итоговой аттестации; результаты тестирования по украинскому языку и литературе оцениваются по критерию «сдал/не сдал»; количество предметов для тестового оценивания сокращено до четырех.

К процессу организации и проведению ВНО всегда было неоднозначное отношение, поскольку его результаты определяют судьбы выпускников школ. Но такого резонанса, как в этом году, украинская система образования еще не видела. Недовольство вывело на улицу будущих абитуриентов и заставило заблокировать Министерство образования и науки.

Причина: отсутствие адекватной реакции со стороны Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) на сомнительные нововведения. Речь идет о тестовых заданиях, на которые невозможно дать однозначный ответ. В частности это касалось заданий № 29-33. Предполагалось философское размышление. Например, на вопрос «Чи є істоти, які дивляться на нас, як ми на комах» в тексте НЕТ ответа или главную идею текста наиболее полно раскрыто в предложении «Щастя – просто бути в злагоді, хай ти дерево, травинка, жабка чи цвіркун». Справедливости ради отметим, что такие задания неоднократно подвергались критике. Но УЦОКО не решает проблемы, а «наступает» на те же грабли.

Конфликт с автором тестового материала вообще «очень вписывается» в этику профессионального администрирования системы ВНО: ранее пользовались идеями украинских ученых, ныне зарубежные выдают за свои, игнорируют авторские права.

На обращение общественности по поводу неоднозначности тестовых заданий этого года на сайте Центра было размещено разъяснение, суть которого сводится к тому, что специальная комиссия не имеет оснований считать эти задания неоднозначными, и не видит повода для возмущений. А все недовольные могут подавать апелляцию в установленном порядке.

Безусловно, такой тон взорвал общество и заставил искать правду под стенами профильного министерства. Между тем, так активно рекламирующие свою деятельность в социальных сетях и СМИ функционеры демонстрируют «тишину».

Интересная ситуация складывается и с определением критерия «сдал/не сдал», установленного для тестовых заданий по украинскому языку и литературе. Методику, по которой определялся «пороговый балл», на сайте УЦОКО найти крайне сложно. Комментарии находятся почему-то на портале общественной организации «Освітня політика».

Между тем, И. Ликарчук, директор УЦОКО, неоднократно выступал с публичными заявлениями о том, что нововведения этого года в системе ВНО приведут к более качественному отбору абитуриентов и позволят ВУЗам получить качественно подготовленного студента.

Но складывается впечатление, что все нововведения делаются с определенной целью – запутать общество и усложнить доступ к высшему образованию: там, где нет прозрачности, отсутствует простота и доступность, нет оперативной реакции на вызовы общества, — там всегда есть почва для манипуляций.

Результаты «селекции по-украински», предложенные функционерами от образования, могут привести к непредсказуемым социальным последствиям.

Читайте также по теме