Водители трамваев и троллейбусов уже второй месяц подряд не получают зарплату. Только за июль месяц им выплатили мизерные 45%. Работники трамвайно-троллейбусных депо уже по уши завязли в долгах, ходят голодные, но продолжают выходить на работу. Со дня на день работники коммунального транспорта планируют выйти на забастовку. Останавливает одно — страх, что могут уволить.
Денег не видели с июля месяца
Владимир Котляр уже 10 лет работает водителем трамвая в Подольском трамвайном депо. В семье, с двумя детьми, ситуация крайне сложная — Владимир не получает деньги, начиная с июля месяца. Но, несмотря на это, занимая должность заместителя начальника маршрута, Владимир каждый день выходит на работу в ожидании чуда.
«Руководство «Киевпастранса» поменялось, а лучше не стало. Они объясняют нам, что денег в государстве нет, мол все средства уходят на войну и просят потерпеть. Недавно было совещание, где нам пообещали выплатить зарплату за июль, а на следующей неделе – полностью за август. Но люди уже просто не верят, что им отдадут деньги. Например, говорят, что отдадут в пятницу, а мы смеемся, что в какую именно пятницу уточнить забыли», — рассказал Владимир.
За июль работникам Подольского трамвайном депо выплатили лишь 45%, остальные 55%, которые им должны выплатить в скором времени, кажутся для водителей мизерными и смешными. Их даже не хватит для того, чтобы рассчитаться с кредитами и долгами, которых накопилось огромное количество.
Каждый день Владимир курсирует по маршруту Контрактовая площадь — Пуща Водица. Вставать на работу приходится ни свет ни заря – первый выезд трамвая из депо в 4:36 утра. Но привычка – дело серьезное.
«За что боролся, на то и напоролся. Я на Майдане стоял, и сейчас новая власть пришла, но изменений к лучшему мы не видим. При старом начальстве хоть старались брать кредиты, чтобы рассчитаться с людьми, а сейчас нас никто не слышит и не видит. Люди уже просто падают в голодный обморок. У меня два кредита, которые надо платить и, естественно, начинает нарастать пеня, а мне двух сыновей еще кормить надо», — говорит Владимир.
Кстати, зарплата водителя трамвая зависит от стажа работы. Чем больше опыт, тем выше доход.
«Водитель первого класса получает более 5 тыс. грн, второго класса – около 5 тысяч и водитель третьего – до 4 тысяч. Но для того, чтобы стать водителем первого класса, нужен опыт около 10 лет и при этом не иметь нарушений: ни ДТП, ни прогулов, ни загулов», — улыбается В. Котляр.
Вышел на забастовку – увольняйся!
В Подольском депо много работников из Луганской и Донецкой области. Водители приехали в Киев, в поисках лучшей жизни и хорошего заработка, а столкнулись с тем, что денег не хватает не только на съемное жилье, но и на продукты.
«Ребята с Донбасса очень хорошие, некоторые даже лучше работают, чем наши. Не балованные и более ответственно относятся к работе. Возраст разный, от 30 до 50 лет. Но сегодня-завтра они могут оказаться на улице, потому что у них нет денег оплатить жилье. Они молчат и ничего не требуют от нашего государства, потому что у них другого выхода просто нет», — сказал Котляр.
Чтобы добиться своих денег, мужчина уже не раз обращался к бывшему начальнику КГГА Владимиру Бондаренко. Но безрезультатно.
«Водители и кондуктора у нас слишком скромные, они будут ходить голодными, но стесняются в этом признаться. Они понимают, что деньги действительно могут идти в АТО, где солдаты наши ходят разутые и голодные. Поэтому терпят», — отметил водитель.
Люди готовы выйти бастовать и остановить весь коммунальный транспорт в городе, но боятся, что это может грозить увольнением.
«Были случаи, когда стали на забастовку кондуктора в одном из троллейбусных парков, в скором времени их всех уволили. Начальник Подольского депо сам поддерживает забастовки, но все боятся. Сейчас такой период, что роботу найти очень сложно. Еще хуже ситуация, когда в семье два водителя. Как в такой ситуации вообще можно жить и кормить детей?», — сказал эксперт по трамваям Максим Шарафан.
Пытались уволить и грозили убить
Руководитель первичной профсоюзной организации Дарницкого трамвайно-троллейбусного депо и водитель трамвая №33 Ирина Таратушко возит пассажиров уже 29 лет. По словам женщины, проблемы с зарплатами были всегда, но для этого нужно не молчать, а отстаивать свои права.
«В том году, я и скотчем ворота обклеивала, чтобы трамвай не выехал на маршрут, и ложилась на рельсы, за что мне угрожали и пытались уволить. А один раз я вошла в кабину, а у меня лежит записка: «Тебя хотят либо убить, либо уволить, а у тебя есть ребенок. Молчи или выйди из профсоюза». Но, слава богу, я уже полтора года здесь работаю, и еще не убили. Я говорю сотрудникам, мол чего вы выезжаете на маршрут, если вы скоро будете в обморок падать? Но…такой у нас народ», — говорит Ирина.
На следующей неделе И. Таратушко собирается писать заявление о невыплате заработной платы в прокуратуру или «Киевпастранс».
«Мы — убыточное предприятие, хотя у нас поднялись выручки, но все равно мы не видим наших зарплат. Я лично разговаривала с директором Дарницкого депо, и просила, чтобы он хотя бы вышел к людям и объяснил причину задержки. Проблемы же кругом, трамваи наши в очень плачевном состоянии. А он смотрит на меня и говорит, мол, давайте будем дружить и не писать коллективные заявления. Но я то молчать не буду! Пусть я не получу этих денег, но буду как мать Тереза добиваться за кого-то», — с уверенностью говорит защитница по правам работников трамвая.
Чтобы идти на такие жертвы, нужно очень любить свою работу. Владимир Котляр признается, если человек больше года проработал на трамвае, уйти будет очень сложно — железо притягивает как магнит.
«Мне уже 40 лет, и если мне скажут уйти, я уже не уйду. Возраст уже не позволяет, да и я рискую не найти другую работу. К тому же, мне очень нравится возить пассажиров и приносить пользу для общества», — улыбается Котляр.
В свою очередь, бывший заместитель генерального директора «Киевпастранса» Сергей Литвинов не многословен. По его словам, предприятие деньги выплачивает, но зарплаты задерживаются на один месяц. «Деньги выплачиваются не такими быстрыми темпами, но выплачиваются. Как дальше идет финансирования, я не знаю», — сказал он.
Водители трамваев шутят, что возле каждого депо Киева нужно установить памятник бронзовой дули размеров в здание «Киевпастранса» с подписью «Денег нет!». Руководители депо обещают с дня на день рассчитаться с долгами перед сотрудниками, но пока это все на уровне обещаний.