Андрей Кислов
17:00 26/01/2017

Водительские права «как в ЕС» станут кормушкой МВД Авакова?

Украинские водительские права документом ЕС не станут, но срок их действия ограничивают как в Европе. С той разницей, что в Украине потребуют пересдачу экзаменов.  Эксперты прогнозируют коррупцию и называют идею «доильным аппаратом» МВД.

Уже не добровольно

В МВД сообщили о планах внести изменения в  законодательство, изменить срок действия водительского удостоверения и заставить водителей пересдавать на права раз в 5-15 лет в зависимости от категории транспорта.

Пока водительские удостоверения национального образца выдаются на срок до 30 лет, а у многих автомобилистов права вовсе не имеют ограничений. Но скоро права категории «В» придется обновлять каждые 10 лет.

Автоэксперт Павел Семенченко прогнозирует рост коррупции. «Это приведет к еще большей коррумпированности в данной отрасли, права будут точно так же проплачиваться, получать их будут регулярно», — заявил он в СМИ.

Примечательно, что нововведение анонсируют уже два года.  Было и распоряжение Кабина №114 от 18.02 2015 года.  Но ранее  в МВД утверждали, что старые права останутся действительными, их поменяют на новый образец только по желанию или дадут тем, кто получает удостоверение впервые. Оформление  прав планировалось сделать платным, точная сумма не сообщалась (сейчас права стоят 201 грн).А в документе, дескать,  будет  электронный чип, на котором продублируют визуальную информацию.

Речь шла о том, чтобы ввести ограничение на срок действия документов  для водителей автобусов и большегрузного транспорта (сейчас он равен 30 годам как для легковых авто), дабы шоферы проходили медкомиссию. Также анонсировалось ограничение возраста на  право управления мотоциклом (с 20 лет, а не с 16-ти)  грузовиком — (с 21 года, а не с 18) как в странах Евросоюза.

Теперь речь идет об обязательной замене водительских удостоверений.  Инициативу обнародовала в Фейсбуке заместитель главы МВД  Арсена Авакова по евроинтеграции Анастасия Деева. Она ссылается на директиву Европейского Союза 2006/126.«По требованиям Директивы будут установлены новые сроки от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта с целью периодической проверки соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям», — сообщает замминистра.

Дескать, пересмотр сроков будет способствовать большей безопасности дорожного движения. Замминистра подчеркивает, что в настоящий момент специалисты Главного Сервисного центра МВД работают над разработкой законопроекта по имплементации этой Директивы. А в самом  центре заявляют, что нужно будет не только проходить медосмотр, но и подтверждать знания.

Примечательно, что Директива 2006/126/ЕС требует лишь «подтверждения минимальных стандартов  физической и умственной пригодности к управлению автотранспортом». И эксперт по безопасности дорожного движения  Владимир Караваев возмущен: «Директива привязывает срок действия водительского удостоверения исключительно к срокам прохождения медосмотра. После прохождения осмотра срок действия удостоверения продлевается автоматически, безо всякой замены. О проверке знаний даже упоминаний нет!».

«Доильный аппарат» без членства в ЕС

«Директива четко оговаривает — выданные ранее водительские удостоверения остаются действующими, и замене не подлежат! Для внедрения новых установлен срок — до 2033 года!»- подчеркивает Владимир Караваев.

Он констатирует, что, «несмотря на все реформы, водительское удостоверение до сих пор можно купить», и называет инициативу «доильным аппаратом» МВД.

Примечательно, что в Европе начали выдавать водительские права единого образца 19 января 2013 года. Но там по-прежнему используют 110 различных вариантов водительских прав. Документы старого образца будут действовать еще 16 лет.

В Главном Сервисном  центре МВД признают, что директива  носит лишь рекомендательный характер. Но готовятся к перевыполнению требований – пересдаче  экзаменов, вместо одной лишь медкомиссии. И. о, директора Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий сообщает о планах  изменить требования к сдающим экзамены;  внедрить новую систему экзаменационных билетов с категоризацией и акцентом на знаниях ПДД; ввести видеофиксацию сдачи теоретических и практических экзаменов.

Сейчас, чтобы сдать на права, необходимо 2 месяца проучится в автошколе. Стоимость обучения автошколе составляет в среднем от 2500 до 5000.  Владислав Криклий сообщает о планах МВД усилить ответственность преподавателей автошкол — вплоть до приостановки аттестата.

Каковы будут экзамены можно судить по европейской практике. С 2013 года длительность практического экзамена для каждого соискателя в ЕС составляет  25 минут. Ученик должен продемонстрировать экзаменатору знание технического устройства автомобиля. Экзаменатор может попросить проверить уровень масла в двигателе, работоспособность тормозов, фар, отрегулировать положение сидения, подголовника или зеркал заднего вида.

 В течение 10 минут ученик должен совершить движение без указаний экзаменатора до заданного конечного пункта. Во время экзамена допускается использование дорожного навигатора. Дальнейшие 15 минут практики по указаниям инструктора, как это было  и ранее.

В теоретической части экзамена также произошли существенные изменения. Число вопросов в теоретической части в ЕС увеличилось с 800 до 15 500. Вопросы выбирает в случайном порядке компьютер.  Нужно ответить  на 30 вопросов за 30 минут. Допускается сделать максимум три ошибки. Результаты экзамена можно узнать на следующий день после сдачи на сайте дорожной полиции.

На новых  европейских документах изображен флаг Евросоюза. Но Украина не является членом ЕС, права нового образца останутся национальными. А международное удостоверение водителя выдается при наличии национальных водительских прав сроком всего на 3 года. 

Так что новые права будут просто похожими  на европейские, не являясь документом ЕС. Это значит, что для путешествий  к ним по-прежнему  будут  полагаться и международные права и загранпаспорт.  Неслучайно в соглашении об Ассоциации Украина-ЕС Директива 2006/126 не упоминается.

Читайте также по теме