Объявление военного положения не поможет законсервировать властную конфигурацию в нынешнем виде. По экспертному мнению, оно лишь усугубит кризис и изоляцию страны, грозит тем, что начнутся полномасштабные боевые действия
«Бессмысленный шаг»
Во вторник, 7 февраля, Верховная Рада, открыла шестую сессию. Накануне, со стороныдепутатов Блока Петра Порошенко звучали призывы к введению военного положения. Об этом заявила замглавы фракции «Блок Петра Порошенко» Ирина Луценко (супруга Генерального прокурора). Также озвучил такую возможность нардеп от фракции БПП Борислав Розенблат. Якобы проект о введении военного положения может быть инициирован уже в эту среду, 8 февраля.
Министр иностранных дел Павел Климкин не исключил, что военное положение объявят в случае широкомасштабного обострения ситуации на Донбассе.
«Военное положение в случае дальнейшего ухудшения ситуации с безопасностью я не исключаю»- сказал он в телеэфире.
Политтехнолог Дмитрий Бачевский считает, что военное положение — бессмысленный шаг, « за которым не следует ничего». Он отметил, что после введения, ситуация на Донбассе не улучшится, и Крым в состав Украины не вернется.
«Эта инициатива – пустышка, которая не имеет продолжения в будущем, но создает шум в настоящем. И если инициатива не способна привести к решению проблемы, а лишь разогревает эмоции, то она называется простым словом: популизм»- отметил он.
Также с призывом ввести военное положение выступила лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. «Надо ввести, наконец, военное положение в Донецкой и Луганской области»- подчеркнула она.
Однако, Верховная Рада не может самостоятельно ввести военное положение. Оно вводится указом Президента, и лишь утверждается Верховной Радой. А сначала соответствующее предложение Президенту подает Совет национальной безопасности и обороны.
Примечательно, что замглавы АП Константин Елисеев отмечал, что «ситуация на Донбассе на фронте изменчива, поэтому это будет решаться, безусловно, коллективным способом».
«Есть у нас Совет национальной безопасности и обороны, который будет принимать соответствующее решение», — заявил он.
Если Президент по предложению Совета безопасности и одобрению Верховной Рады введет военное положение, государственные органы и учреждения по приказу Вооруженных сил смогут: вводить трудовую повинность; отчуждать имущество граждан для нужд обороны; запрещать передачу информации через Интернет; контролировать СМИ и предприятия связи; запрещать политические партии, забастовки, и митинги. Кроме того, не вносятся также изменения в Конституцию.
Выборы при военном положении не проводятся. И, по экспертному мнению, с его помощью можно сохранить парламент и предотвратить невыгодные власти выборы. Так, Верховная Рада, Кабмин и другие органы государственной власти не могут быть распущены. Если полномочия Президента или Рады завершается во время действия военного положения, их полномочия продолжаются до выборов, которые проведут после отмены военного положения. То есть конфигурация власти сохраняется.
Однако, она гарантируется на время действия военного положения. Ведь в указе Президента должны присутствовать: обоснование необходимости введения положения, территория его действия и указание, на какой именно срок это состояние вводится. По истечении указанного срока, власти придется либо продлять военное положение, либо рапортовать о победе.
Будет ли суицид?
Военное обострение на Донбассе может быть выгодно официальному Киеву, поскольку формирует «алиби» украинской власти, которую европейские политики все чаще стали обвинять в невыполнении «минских соглашений — считает руководитель аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
Он отмечает: «У Президента Порошенко элементарно нет политической воли для реализации «Минска»(не принят закон о выборах, не внесены изменения в Конституцию в части децентрализации-ред..).
А эксперт Андрей Головачов полагает, что введение военного положения «приведет страну к краху и поставит на грань войны с Россией». Он отмечаетт, что из-за навалившихся проблем власть стала «все более впадать в истерию и паранойю, все более отрываясь от реалий жизни», и задается вопросом: «Совершит ли власть суицид?»
Эксперт перечисляет: «Минские соглашения» не выполняются; возобновились боевые действия; в Польше заявили о недопустимости героизации воинов УПА; МВФ не предоставляет кредит; ЕС теряет интерес к Украине из-за отсутствия успехов в борьбе коррупцией; радикалы начали блокирование железнодорожных путей на Добассе; ПАСЕ осудила попытки пересмотреть языковый закон; нардеп Александр Онищенко передал компрометирующие пленки спецслужам США; в Лондоне вскоре завершится суд по украинскому долгу в 3 млрд России; демократы в США проиграли выборы.
«Провалы по всем фронтам! Провалы такого масштаба , что только в Украине после таких провалов власть продолжает «управлять» страной , что говорит о полном отсутствии какой либо оппозиции в стране и дезинтеграции и деградации общества»- считает эксперт, прогнозируя фактическую изоляцию страны, и невозможность смены власти демократическим путем. Но, по его мнению: «США и ЕС , вне всякого сомнения, уже пришли к неутешительному для себя выводу , что та политическая элита , которая пришла к власти в Украине после Евромайдана , оказалась неспособной решать проблемы страны».
Примечательно, что призывая к военному положению, Юлия Тимошенко апеллировала к неким переговорам в Вашингтоне. «Наша команда неделю была в США. Часть чиновников там сказали, что не верят, что у нас в Украине война. Что тут гражданская война и надо урегулировать отношения внутри. Поэтому надо прекратить, как мантру, произносить «АТО». Это не АТО, а война»- заявила она.
Напомним, в «Батькивщине» заявили, что Тимошенко 20 минут беседовала с президентом США Дональдом Трампом во время ежегодного Национального молитвенного завтрака, который 2 февраля прошел в Вашингтоне.
Но 5 февраля Президент США Дональд Трамп провел телефонный разговор с Президентом Петром Порошенко по решению различных вопросов, включая вопрос о затянувшемся конфликте на востоке Украины.
«Их разговор показал, что Трамп не намерен встречаться с Порошенко, пока не будет достигнут хоть какой-то прогресс, связанный с мирным урегулированием конфликта на востоке Украины», — отмечает политолог Алексей Якубин.
По его мнению, встреча Петра Порошенко и Дональда Трампа состоится только в том случае, если американский президент будет уверен, что после переговоров Украина будет только усиливать процесс мирного решения конфликта.
Но что будет, если антитеррористическую операцию «переквалифицировать» в военное положение? Генерал-лейтенант запаса Вилен Мартиросян убежден, что это фактически будет означать отказ от «территорий и от людей, которые на них проживают».
«Какое это военное положение, если туда нет доступа? Зачем дурить самих себя?»- заявил он в СМИ.
Экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант запаса Игорь Романенко полагает, что объявление военного положения грозит перерасти в широкомасштабные военные действия. «Думаю, для Украины это пока нецелесообразно», — подчеркнул он.