Андрей Кислов
16:00 05/06/2018

Военное положение, «список 47» и другие способы удержания власти (ИНФОГРАФИКА)

Власть попытается не допустить выборов в ряде регионов, прогнозируют эксперты. Они  предполагают возможность  вмешательства  вооруженных сил на основании Закона «О реинтеграции», не исключают военного положения, отмечают попытки властей контролировать прессу.

Контроль над СМИ по «расстрельному списку»

После инсценировки убийства российского журналиста Аркадия Бабченко на беседу в Службу безопасности Украины пригласили группу украинских журналистов, которых, по словам генерального прокурора Украины Юрия Луценко, якобы заказали российские спецслужбы для ликвидации. Журналисты подписали документ о неразглашении информации.

В списке 47 человек. Фамилии официально не обнародованы, но СМИ  сообщают, что в СБУ были, в частности, приглашены исполнительный продюсер телеканала  «UA:Крим» Осман Пашаев, шеф-редактор LB.ua Соня Кошкина,  главный редактор еженедельника «Зеркало недели» Юлия Мостовая и др.

Фигурантам «списка 47» предоставят государственную охрану, заявил на заседании согласительного совета Рады глава фракции Блока Петра Порошенко Артур Герасимов. Однако эксперты не исключают, что охрана может стать  предлогом для того, чтобы журналисты влиятельных СМИ были обязаны докладывать о всех своих планах накануне выборов.

Политолог Виктор Небоженко отметил в своем блоге: «Секретное формирование спецслужбами «расстрельного списка-47» позволяет установить оперативный контроль над любым журналистом, общественным деятелем или политиком. В таком случае якобы  «охрана» журналиста элегантно превращается в слежку, прослушку и  «караул».

Политолог счел, что в Украине формируется  новый центр влияния,  состоящий из Президента Петра Порошенко, генпрокурора Юрия Луценко, главы СБУ Василия Грицака (участников «президентской» силовой вертикали,  без упоминания главы МВД Арсена Авакова. -Авт.).

«В украинской политике сформировался новый эпицентр власти — триумвират Порошенко-Луценко-Грицак, который сейчас играет главную роль во внутриполитическом положении страны», — утверждает он.

Небоженко обратил внимание на то,  что пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган опубликовала в Facebook список тех политиков, которые критиковали работу спецслужб. В него вошла лидер фракции  «Батькивщина» Юлия Тимошенко (которая лидирует в президентских рейтингах. – Авт.), нардепы Виктор Чумак, Егор Соболев,  Виктор Балога и другие.

«Сочетание шантажа и манипулирования общественным мнением Украины, на основании двух списков с неожиданным формированием в украинской политике первого властного триумвирата Порошенко-Луценко-Грицак, носит признаки пока не осознанного, но ползучего госпереворота. Ибо любой переворот начинается с составления списка врагов власти и пропаганды закручивания гаек. А дальше, как получится», — написал Виктор Небоженко в своем блоге.

Блогер Вячеслав Чечило допускает, что выборы -2019 могут  не состояться. «Власть идет на дно столь стремительно, что не успевает рассесться по спасательным шлюпкам. Это может подтолкнуть ее к любым решениям, вплоть до отмены поста президента в принципе… Властная верхушка может пойти на любые авантюры. Что это будет,  отмена выборов, конституционная реформа, наступление на Донецк и введение военного положения — не знаю», — написал он в Facebook.

Напомним, что по данным соцопросов  (группа «Рейтинг», КМИС)  Глава государства не попадает в тройку лидеров президентской гонки. Его рейтинг со времени выборов-2014 сократился в десять раз – с 54,7% голосов избирателей до 5,5- 6% тех, кто готов за него проголосовать в настоящее время.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2018-06/05/ssuZAKyeeFmIra9b/image/1.jpg" alt="" />

Военное положение возможно, если…

Если Президент по предложению Совета безопасности и одобрению Верховной Рады введет военное положение, государственные органы по приказу Вооруженных сил смогут:  вводить трудовую повинность;  отчуждать имущество граждан для нужд обороны; запрещать передачу информации через Интернет;  контролировать СМИ и предприятия связи; запрещать политические партии,  забастовки и митинги. 

Кроме того, не вносятся изменения в Конституцию.  Правосудие могут осуществлять только суды, созданные в соответствии с Конституцией (Антикоррупционный суд  там не упоминается. — Авт.).

Выборы при военном положении не проводятся. И, по экспертному мнению, с его помощью можно сохранить парламент и предотвратить невыгодное для власти голосование на выборах Президента.

Верховная Рада, Кабмин и другие органы государственной власти не могут быть распущены. Тут  есть нюанс —  во время военного положения  Рада  обязана постоянно работать в сессионном режиме – без отпусков, работы с избирателями  и прочих отлучек.

Если полномочия Президента или Рады завершаются во время действия военного положения, их полномочия продолжаются до выборов, которые проведут после. То есть, конфигурация власти сохраняется, независимо от того, будет военное положение введено по всей стране или на отдельной территории (см. ИНФОГРАФИКУ).

Однако существующая  конфигурация власти гарантируется лишь на время действия военного положения.  В принципе, действие указа может быть продлено.  Но всякий раз это должна утверждать Верховная Рада.

Кроме того, Украина является участником Международного пакта о гражданских и политических правах и украинские власти должны конкретизировать в сообщении генеральному секретарю и странам-членам ООН, какие именно права украинцев ограничиваются и на какой срок.

Эксперты отмечают, что такие меры должны быть одобрены западными партнерами и донорами. А украинская власть и безо всякого военного положения  теряет поддержку со стороны Запада. 

Эксперт Андрей Головачев напоминает, что Венгрия направила письмо в НАТО, в котором заявила, что, несмотря на беспрецедентную финансовую и политическую помощь Запада, Украина провалила все реформы, «вошла в период нестабильности и в своем нынешнем состоянии уже представляет угрозу для своих соседей».

«Давление будет усиливаться по всех фронтам, вплоть до блокирования всех европейских инициатив Украины и даже приостановки безвизового режима», — прогнозирует он.

Конституционная реформа, отмена выборов на отдельных территориях

Политолог Руслан Бортник сомневается в решимости власти применить военное положение.  «На силовой сценарий Порошенко пойти не может. Потому что нет для этого сил —  ввести чрезвычайное положение и таким образом отменить выборы ему будет крайне сложно. На силовой вариант может идти только популярный диктатор. Если человек непопуляре, любая попытка силового сценария просто приведет к свержению самой власти. Думаю, поэтому на силовой сценарий он не пойдет», — заявил политолог.

Он прогнозировал, что если у Президента рейтинги будут продолжать быть невысокими (особенно на осень 2018 года), то власть постарается разыграть другие комбинации.

«Например, с проведением конституционной реформы и уменьшением полномочий Президента. Тогда Порошенко не пойдет на президентские выборы, а пойдет на парламентские с целью получить должность премьер-министра – канцлера в украинской политической системе», — сказал он.

Отметим, что генпрокурор Юрий Луценко поддержал идею конституционной  реформы, которую ранее выдвинул «Народный фронт».  По ней, Президент должен стать неким арбитром с представительскими функциями. Вся полнота исполнительной власти должна быть у Кабмина, сформированного парламентской коалицией. 

Но и такая реформа не гарантирует того, что действующая власть сможет получить большинство на выборах и сформировать  коалицию.  По мнению политолога Кирилла Молчанова, главной технологией  власти в 2019 году может стать отмена выборов во многих регионах.

«Ключевой технологией по фальсификации на выборах 2019 года будет, скорее всего, отмена выборов во многих регионах, где будут  оппозиционные настроения. Я не исключаю, что  это произойдет в Донецкой, Луганской и Харьковской областях, где не допустят выборов вообще», — прогнозировал политолог.

Отметим, что закон о реинтеграции Донбасса позволяет объявлять любые территории зоной проведения операции. Так, дипломат Богдан Яременко в своем блоге  констатировал: «Президент и подчиненные только ему представители командования Вооруженных сил Украины без объявления военного положения получают полные и фактически неограниченные полномочия и контроль над территориями, которые они единолично определяют, как район осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на период, определяемый ими единолично».

Богдан Яременко отмечает, что теперь у Президента имеется возможность применения вооруженных сил без согласия парламента, что может быть использовано «для вмешательства в политические процессы в Украине».

Эксперт-международник Павел Рудяков также прогнозировал  расширенное применение «мероприятий по обеспечению нацбезопасности», дескать, «закон позволяет отсечь 80% протестного электората и  не допустить к  президентским выборам. Это решительный шаг Порошенко ко второму сроку».

Читайте также по теме