Под шумок президентской кампании в регионах идет жесточайшая борьба за доступ к рычагам местной власти. Без преувеличения можно сказать, что привлекательность кресел Президента и даже народных депутатов резко снижается. Что такое депутат Верховной Рады в нынешних условиях? Человек, который «ходит строем» и жмет на кнопку, когда ему скажут. Стоит ли добровольно загонять себя в такую «кабалу», когда на местах есть возможность чувствовать себя хозяином положения? Ответ более чем очевиден. Не случайно, мандаты местных депутатов и должности в местных госструктурах котируются сегодня на порядок выше.
С другой стороны, райсоветы (как и другие органы самоуправления и самоорганизации граждан) составляют нежелательную конкуренцию мэрам и руководителям местных администраций. Именно между «советами» и «мэрами» сейчас начинается война на выживание. Собственно говоря, война эта — зеркальное отражение противостояния между Президентом и парламентом, когда каждая ветвь власти требует себе максимальных полномочий. Но вовсе не для того, чтобы сделать жизнь людей более комфортной и стабильной, а для того, чтобы обеспечить себе крепкую «крышу» и право распоряжаться коммунальной собственностью, землей, бюджетом.
Первым войной на райсоветы пошел Харьков, единым махом ликвидировав эти структуры, якобы мешающие эффективному управлению городом. Пример Харькова не остался без внимания: эстафету ликвидации подхватили Винница, Херсон, Сумы, Черкассы. В Черкассах вообще горсовет за 30 минут разобрался с этим вопросом, преодолев сопротивление единственных защитников советов — коммунистов. Собственно говоря, именно коммунисты стали той единственной политической силой, которая выступила за сохранение «обратной связи» между гражданами и представительскими органами власти. Ведь что означает « закрытие» местных советов? Увеличение дистанции между властью и народом. Лишение людей права самим влиять на принятие решений, касающихся устройства их жизни. И… увеличение числа госчиновников, которые должны будут взять на себя решение тех проблем и обращений, с которыми жители районов сегодня идут в райсоветы. Укрепление социальной инфраструктуры, расписание и качество местного транспорта, ремонты домов и утепление школ, строительство дорог и закрытие почтовых отделений и хлебных магазинов- все эти вопросы теперь перейдут в ведение оплачиваемых (!) чиновников мэрии. А они, понятно, и сидят выше, и на прием к ним попасть сложнее. «Вас много, а я один». Знакомо, не правда ли?
Без преувеличения, наступление на местные советы — это наступление на права украинцев. Отсутствие районных советов усложнит попытки жителей Харькова, Сум, Мариуполя, Черкасс, Винницы решить важнейшие вопросы, связанные, например, с жизнью микрорайонов: проблем транспорта, медицинского и социального обслуживания, уборки территорий. Почему усложнит? Потому что ограничит доступ простых людей к властным структурам. Это, как например, если у вас потек бачок в туалете, надо «стучаться» к Президенту Украины. Велики в этом случае шансы устранения поломки? Ответ очевиден… Безусловно, отсутствие райсоветов снизит инициативность граждан, которые только-только научились защищать свои права, реализовывать свои идеи через структуры местной власти.
Но, кажется, именно этой гражданской инициативы и опасаются нынешние и будущие мэры, поэтому и строят заранее заграждения, через которые человеку пробраться куда сложнее. Расчет прост: « плюнут» люди на проблему, и отступятся. Головной боли у мэра меньше, а времени «дерибанить» местный бюджет и коммунальную собственность больше. Не случайно же идею «удалить» представительские органы власти в районах так живо подхватили БЮТ, Партия регионов, «Наша Украина». Что лишний раз доказывает правоту кандидата в Президенты от левых сил Петра Симоненко: «Янукович, Тимошенко, Ющенко — это одного олигархического поля ягоды. Они ничем не отличаются друг от друга, и едины в желании проводить в Украине политику дикого капитализма, ограничивающего власть народа». Симоненко же обещает вернуть народовластие в полном объеме — в случае прихода к власти, и не отбирать полномочия у органов местного самоуправления, а наоборот — увеличивать их. « Более эффективной экономической формулы, чем власть — народу» никто еще не придумал- говорит лидер КПУ. И обещает наделить правом законодательной инициативы профсоюзы, ликвидировать систему госадминистраций, расширить права органов местного самоуправления. />
Коммунисты во всех городских советах выступают против лукавой позиции «дороговизны» содержания местных советов и европейской тенденции усиления мэров. Во-первых, потому что депутаты райсоветов работают на общественных началах, без зарплаты. Во-вторых, уровень коррупции в исполнительной местной вертикали настолько зашкаливает, что не сравнится ни с какими расходами на содержание райсоветов — уверены эксперты, выступавшие на Форуме по вопросам социальной безопасности в Черкассах и Харькове. Смешны и ссылки на европейские тенденции. Европейская политика — это завершение конституционной реформы и максимальные полномочия органам местного самоуправления, это имплементация положений Европейской хартии местного самоуправления, от которых Украина отказалась…
У нас же речь идет совсем о другом. Об ограничении КОНСТИТУЦИОННЫХ права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. ( 21 и 22 статьи Основного закона, гарантируют что на эти права граждан никто не может покушаться.) Однако, инициаторам подобных предложений закон явно не писан. Впрочем, чему удивляться, если главным нарушителем Конституции в Украине является сам Президент? Естественно, на него «равняются» и большинство чиновников.
Кстати, интересный момент: Виктор Ющенко активно «обсуждает» проект своей Конституции, то есть, создает какую-то формальную видимость участия народа в выработке государственных решений. Так почему же народ в Харькове, Черкассах, Виннице, Херсоне лишают права голоса? Согласно закону, подобные вопросы должны обсуждаться и решаться через территориальные референдумы. Проводил ли кто-то такие народные «плебисциты» наивно и интересоваться. Как уже говорилось, черкасскому горсовету потребовалось полчаса для того, чтобы принять решение о монополизации власти на уровне города. В Харькове на сайте горсовета организовали… интерактивное голосование. Вот тебе и весь «vox populi”… Хотя по действующему законодательству горсовет принимает решения такого рода с учетом мнения районных советов и членов территориальной громады не позднее чем за 6 месяцев до очередных выборов местных советов. Парламент назначил их на 30 мая 2010 года, и значит, времени для уточнения общественного мнения не было. А если б и было? Вряд ли те, кто намерен ограничить доступность власти для людей, собирался с ними советоваться. Как говорится, у быка не спрашивают, нравится ли ему коррида…
.