Недавно Фонд госимущества заявил о подготовке к приватизации Киевского автовокзала. Однако, как оказалась, передача в частные руки объектов инфраструктуры, которые вполне можно назвать стратегическими, ведется по всей Украине давно и планомерно. Но кто от этого выигрывает и кому на руку приватизация, больше напоминающая «прихватизацию»?
КАЖДЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ УСТАНАВЛИВАЕТ СВОЮ ЦЕНУ
Киевский автовокзал пытались выставить на продажу уже несколько раз. В этом году состоится очередная попытка передачи госпредприятия «Киевпассервис», коему принадлежит центральный автовокзал столицы, а также 24 станции по области, в частные руки. Одной из причин выведения этих объектов из госсобственности чиновники называют нерентабельность автостанций.
К слову, «Киевпассервис» хвастался, что только за период "Евро-2012" обслужил 129 тыс. пассажиров. О какой убыточности можно говорить при таком пассажиропотоке?!
В Фонде госимущества нам не смогли ответить, насколько нерентабельно это предприятие. Также не сообщили и условий приватизации автовокзалов. Отметили только, что «Киевпассервис» принадлежит Мининфраструктуры, а многие автостанции в Украине находятся в коммунальной собственности, поэтому отследить перемещение этих объектов крайне сложно. Для осуществления приватизации «Киевпассервиса» министерство должно передать предприятие ФГИ. Однако на данный момент этого не произошло…
Руководитель Всеукраинской общественной организации автоперевозчиков Украины Валентин Демчук отмечает, что сегодня из-за того, что украинские автостанции принадлежат разным владельцам, перевозчикам приходится заключать с каждым отдельный договор и, соответственно, каждому платить.
«В среднем автовокзалы снимают за свои услуги до 25% от стоимости билета: 10% с перевозчиков (перевозчик согласно договору пересылает деньги владельцу автостанции) и до 15% — с пассажиров (эта сумма накручивается автоматически при покупке билета). Если билет из Киева до Сум стоит 100 гривен, то автостанция забирает себе 25 грн. А при советской власти этот сбор составлял всего 7%», — рассказал он.
Валентин Демчук отметил, что хоть автостанция не имеет права превышать 25%-ный лимит, на практике автостанционные сборы достигают 35% — ведь каждый владелец устанавливает свою сумму. Он считает, что перевозчикам было бы выгодно, чтобы автовокзалы находились в одних руках, также они ратуют за анонсированные изменения в законодательство, которые, в случае принятия, снизят транспортный сбор до 10%.
«Это было бы выгодно и нам, и пассажирам», — констатировал он.
БОРЬБА ЗА ЛАКОМЫЙ КУСОК
От смены владельцев пассажирам легче не становится. Скорее наоборот. В Донецкой области междугородние пассажирские перевозки монополизировало ООО «Донецкое областное предприятие автобусных станций», в которое входит 40 автостанций. После того, как владелец предприятия, депутат Донецкого облсовета Владислав Дрегер оказался в Лукьяновском СИЗО по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах, партнеры и конкуренты активизировались в борьбе за столь лакомый кусок бизнеса.
Последний всплеск «активных боевых действий» пришелся на середину декабря прошлого года. 17 декабря с 16-00 до 18-00 (в самый час пик) забастовали крупнейшие Южный и Западный автовокзалы Донецка. Якобы в знак протеста против попыток рейдерского захвата ДОНПАСа. Тысячи горожан не сумели тогда вовремя выехать домой. Опасаясь, что ситуация выйдет из-под контроля и дабы избежать транспортного коллапса, мэр Донецка Александр Лукьянченко пригрозил, что если повторится забастовка, город вмешается.
Сейчас страсти вокруг ДОНПАСа внешне поутихли. Однако, как стало известно "ГолосUA" из неофициальных источников, только для виду. Тихая, невидимая для простых дончан борьба за ООО и его прибыль, продолжается.
А в Крыму фактический монополист ЧАО «Крымавтотранс», контролирующий 70 автостанций полуострова, становится постоянным участником скандалов, хоть сервис там и не думают улучшать. Например, весной прошлого года алуштинский филиал «Крымвтотранса» планировал начать строительство туалета на территории старого мусульманского кладбища. Горсовет приостановил стройку и попросил «Крымавтотранс» передать часть территории бывшего мусульманского кладбища на автостанции для создания Аллеи памяти.
Лидером частного владения автовокзалами может стать Луганск. Здесь новый владелец настолько задавил перевозчиков поборами и ничего не делал для пассажиров, что в итоге все вместе вышли на акции протеста. Попытка нового хозяина, близкого к чиновникам, после долгосрочной аренды приватизировать комплекс, встретила бурю протестов. В итоге 11 марта Донецкий апелляционный хозсуд вернул в госсобственность, точнее, в собственность Министерства инфраструктуры имущественный комплекс автостанций Луганского областного автотранспортного управления, признав его приватизацию незаконной.
Народный депутат, представитель фракции КПУ Спиридон Килинкаров считает, что сегодня чиновники намеренно представляют автостанции как неприбыльные объекты, чтобы отдать их в частные руки.
«Люди, которые находятся в структурах исполнительной власти, и те, кто выкупает эти объекты, как правило, одни и те же персоны. Или же чиновники жестко связаны одними интересами с новыми собственниками автовокзалов.
С первого дня частные владельцы, ничего не вкладывая, начинают класть прибыль себе в карман. Это и есть предмет сговора между чиновниками и бизнесменами.
Пассажирам никаких услуг не предоставляют, никаких капитальных вложений не делают. Помещения автовокзалов не ремонтируются, а если ремонтируются, то вложенные средства несоизмеримы с финансами, которые прикарманивают частные собственники. Поэтому очень жаль, что сегодня государство в лице чиновников, представляющих те или иные бизнес-структуры, не в состоянии наладить работу и получать от этого реальную прибыль…