Олег Пономарёв
05:18 11/10/2012

Вокзальный рэкет: в Киев возвращаются «бабаи»

Когда звучит слово «рэкет», многие из нас невольно вспоминают лихие 90-е с их неизменными символами: устрашающего вида братков в малиновых пиджаках, с золотыми цепями на шее и кровавыми разборками на глазах у десятков свидетелей… С тех пор многое изменилось: по всей стране были «добиты» остатки ОПГ, вчерашние бандиты стали сплошь добропорядочными бизнесменами и меценатами, а преступность — более управляемой и наказуемой. Казалось бы, обратного хода нет. Да не тут-то было! Тревожные сообщения о резком всплеске преступлений, столь типичных для того времени, дают все основания полагать, что рэкет скорее жив, чем мертв, и снова возвращается в столицу. В этом убедились и корреспонденты «ГолосUA»….

ЭТО ВАМ НЕ МЕЛОЧЬ ПО КАРМАНАМ «ТЫРИТЬ»

Эта история произошла в конце августа 2012 года в самом центре столицы — на Центральном железнодорожном вокзале. По горячим следам, и то — благодаря тому, что пострадавший не побоялся обратиться в милицию, столичным правоохранителям удалось задержать двоих «залетных» граждан из Азербайджана под предводительством нашего соотечественника. Преступная тройка, к тому же ранее уже судимая за разбой, придумала простой способ наживы: высматривали в толпе пассажиров-«заробитчан», возвращавшихся из заграничных «вояжей», и грабили. «Разговаривали жертвы ограблений чаще всего на характерном для Закарпатья диалекте, а охота на них начиналась в 17-19 часов, когда по расписанию отходили поезда в западные регионы Украины», — рассказал о деталях преступлений сотрудник пресс-службы ГУ МВД Украины в  Киеве Владимир Дмитренко.

Если вокзальные кражи происходили по невнимательности пассажиров либо в результате совместного распития алкоголя, то в данном случае в ход шли прямые угрозы. Преступники подходили к жертве со словами: «Мы ребята серьезные и полностью держим этот вокзал. Поэтому, за безопасный «транзит» придется выложить 1% от наличных денег. Чаще всего перепуганные работяги показывали все содержимое своих кошельков и бандиты брали из суммы якобы не больше 100-200 грн. На самом же деле, легким движением руки из пачки выхватывалась почти вся сумма, а пока жертва находилась в оцепенении, шайка «делала ноги». За один вечер дельцам удавалось облапошить с десяток пассажиров. Но самое интересное: практически никто из них в милицию даже не обращался! Во-первых, у многих буквально через полчаса-час должен был уходить поезд и никто не хотел терять время. А во-вторых, что греха таить, доверие к нашим правоохранителям давно утратила большая часть граждан…

Поймать же преступную тройку удалось лишь после того, как в милицию обратился пассажир, у которого таким же образом украли тысячу гривен. За этим последовало не менее полусотни аналогичных заявлений, хотя в МВД считают, что число пострадавших намного больше.

ПОСЛЕДНИЙ «РУССКИЙ» СТОЛИЧНОГО ВОКЗАЛА

Более семи лет назад, в марте 2005 года, столичные правоохранители задержали последнего криминального авторитета по кличке «Бабай», который полностью и безоговорочно контролировал Киевский железнодорожный вокзал. Таксисты, владельцы торговых точек и «коробейники», бабушки, предлагающие квартиры внаем, продавцы с лотков и проститутки, — все они должны были ежемесячно сдавать Бабаю от $40 до $600 (в зависимости от прибыльности «бизнеса»).

А начинал будущий «вокзальный король» так же, как и большинство тогдашних горе-бизнесменов. Будучи водителем одного из столичных институтов, он «грачевал» на служебной машине, параллельно занимаясь около гостиниц «фарцовкой». В конце 1980-х он стал предводителем мафии вокзальных таксистов, которая, помимо частного извоза, продавала клиентам дефицитную водку и проституток.

Как рассказала «ГолосуUA» одна из путан, давно вышедшая на «пенсию», в начале 90-х стандартная такса на плотские утехи составляла $50, а элитные проститутки за раз могли заработать до $400 (напомним, что в то время $100 считались вполне пристойной зарплатой).

«Больше нас заработать могли только проститутки-парни. Да-да! В середине 90-х спрос на них превысил предложение, и парни брали за «услуги» в 2-3 раза больше женщин», — рассказала нам Наталья. Однако львиную долю всех заработков всем без исключения приходилось передавать в «кассу».

Еще одной приметой времени, приносившей Бабаю немалый доход, были «наперсточники», которые в прямом смысле этого слова, грабили прохожих прямо на глазах у милиционеров.

С течением времени, на смену «кручу-верчу» пришли симпатичные девушки, которые под видом рекламных акций бесплатно раздавали прохожим авторучки, зажигалки и прочую мелочь, а потом предлагали принять участие в розыгрыше ценных призов — холодильников, телевизоров или видеомагнитофонов. «Розыгрыши» обычно заканчивались тем, что легковерные люди отдавали проходимцам десятки тысяч купонов, гривен и еще какой-нибудь там валюты, ходившей в Украине.

Схема грабежа «заробитчан» была придумана, как раз именно во «времена Бабая». Вот только отдавали работяги 15 лет назад не 1%, а пятую часть заработанных денег. Вдобавок же самых непокорных избивали до смерти.

Следует признать, что известные на то время криминальные авторитеты не считали Бабая ровней и презрительно называли «барыгой».  Впрочем, он сам не стремился к славе, предпочитая иметь дружественно-деловые связи с правоохранительными органами и администрацией вокзала, закрывавшей глаза на творящееся вокруг.

Аналогичная тому времени ситуация наблюдается и в наши дни. Такое мнение в комментарии «ГолосUA» высказал экс-министр МВД Геннадий Москаль, под личным контролем которого в 2007-м банда Бабая была ликвидирована. /> «Какая власть — такие и нравы. Ведь сегодня в органы МВД отбирают не по личным и профессиональным качествам, а по принципу родства и кумовства. Откуда взяться сегодня профессионалам и спецам? Их практически не осталось. А то, что на вокзалы возвращается рэкет, — это только начало… Милиция покрывает беспредел и будет его покрывать, получая за это немалые доходы», — отметил Москаль.

Говорят, что все в этом мире циклично и возвращается на круги своя. Вот только негатив почему-то стал возвращаться чаще моментов куда более приятных…

В ТЕМУ 

Цена «спокойной работы» — 40 гривен

В конце сентября СМИ облетела новость, подтвержденная видеорепортажем, что на автостанции «Южная», расположенной на Одесской площади, появились крепкие ребята, предлагающие водителям пригородных маршрутов платить по 40 грн за рейс в обмен на «спокойную работу».

«Нелегалы» также стали организовывать собственные рейсы и перехватывать пассажиров официальных перевозчиков прямо на подходе к автовокзалу. По словам одного из легальных перевозчиков Сергея Семчука, он попробовал вступить с рэкетирами в спор. Но его жестоко избили. Водитель уверяет, что это сделали люди, которые «крышуют» нелегалов.

Читайте также по теме