На подступах к «Оскару» (6 номинаций) уже широко демонстрируемый в отечественном прокате фильм Мартина Скорсезе – «Волк с Уолл-стрит». В главной роли Леонардо ДиКаприо. В остальных ролях – Джона Хилл, Марго Робби, Меттью Макконахи. В основе картины почтенного голливудского мэтра (а Скорсезе скоро 80!) – популярные мемуары нью-йоркского брокера Джордана Белфорта. Этот человек на заре туманной молодости умудрился заработать $50 млн путем мутных биржевых сделок. Затем он попал в тюрьму, где тоже неплохо проводил время, играя в теннис…
За мемуары Белфорта среди голливудских красавчиков некоторое время назад развернулась большая драка. Одновременно на них посягнули Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт. Победил первый. Хотя ни тот, ни другой не является идеальным отражением образа героя, каким его увидел в своем кино маэстро Скорсезе.
А посмотрел он на него с каким-то животным любопытством.
Скорсезе, от которого на основе данного документального материала о брокере-авантюристе ожидали либо драмы, либо криминальной драмы, пустился во все тяжкие. Режиссер плюнул на свой возраст и снял залихватскую, черную, пошлую, низкую комедию а-ля «Ночи в стиле буги». Стилистика Скорсезе в этой ленте также чем-то напоминает «Славных парней». И зритель, привыкший к экшну, будет несколько ошеломлен затянутым ритмом Скорсезе. Будто бы мастер нанюхался кокаина и не может сдвинуться с места. Его картина пестрит вычурными карнавальными приколами, бесстыдными эпизодами, глупыми закадровыми комментариями. Во всяком случае лента демонстрирует вопиюще наглую, бесформенную неоригинальность.
И, очевидно, поэтому американские киноакадемики уходили после просмотра «Волка», пряча друг от друга глаза. Небось, вздыхали: и этот человек когда-то снял «Таксиста»?
На самом же деле Скорсезе не сошел с ума. Он просто снял на старости лет совершенно безумный и довольно беспощадный фильм. Может быть, даже трудно поискать более разоблачительную «фильму», которая не де-факто и образно подводит нас к ответу на вопрос о причинах финансовых кризисов, сотрясающих Америку, а впоследствии и весь мир.
Так вот Скорсезе, как бы играясь в этой картине с типажом ДиКаприо, погружая его в бездну наркомании и сексуальной плотоядности, на самом же деле совершенно не этим взволнован. Это только пенка для дурачков, которые строчат свои мини-рецензии на специализированных сайтах или в глянцевых журналах. Так вот, на самом деле это кино о тех, кто создал авантюрную финансовую структуру Америки. О тех, на ком она держится. О методах, благодаря которым деньги делаются из воздуха, из мусора, а затем в мусор они и превращаются. Согласно Скорсезе (в этом фильме), финансовая вертикаль Америки выстроена отъявленными подонками, отморозками, аферистами (такого мерзавца и играет ДиКаприо). Для них честь и бизнес – лишь прикол, а афера и регулярное надувательство – это подлинные представления о ценностях Америки. Сам фильм – как наркотическая передозировка. Он длинный, излишне подробный, изобилующий массой ненужных сцен и таких же диалогов. Мир Уолл-стрит представлен здесь сборищем фриков. А герой ДиКаприо (одна из худших его ролей) – как механический агрегат, который дает сбой только после передоза или «перетраха».
Все-таки трудно заподозрить Скорсезе в симпатиях к левым, в страсти к вождям Венесуэлы. Но так получилось, что именно выдающийся Мартин на основе своего неровного и спорного фильма создал самый жесткий антиамериканский кинопамфлет последних лет. «Волк с Уолл-стрит» — картина о цинизме и маразме американской финансовой пирамиды, которая когда-нибудь обязательно рухнет… Таков приговор Скорсезе. А ему ли не знать?