Серия совершенных на прошлой неделе терактов боевиками и «сочувствующими» международной экстремистской организации «Исламское государство Ирака и Леванта» в буквальном смысле этого слова потрясла мир. Наезд автомобиля на людей в столице Швеции, попытка заложить бомбу под центральным мостом в столице Норвегии, атаки исламистов на коптские церкви в Александрии и Танте – вот далеко не полный «послужной список» религиозных фанатиков, ведущих войну против цивилизованного мира. По мнению большинства аналитиков, в настоящее время практически ни один человек, ни в одной стране мира не застрахован от гибели от рук террористов. После экстренного заседания Совета Безопасности ООН и обсуждения вопроса борьбы с исламистами на полях саммита G7 в Италии, лидеры ИГИЛ выступили с заявлением, в котором пригрозили превратить США и страны ЕС в «настоящий ад». Международное сообщество всерьез опасается, что эта угроза рано или поздно будет воплощена в реальность.
Сразу следует оговориться. Изначально с не менее громким заявлением выступил Пентагон. В своих лучших традициях американские генералы предложили Дональду Трампу проект операции по физическому устранению руководителя «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади и его семьи. В Минобороны США, полагая, что подобная мера сможет серьезно подорвать экстремистскую группировку, отводят на нее не более месяца. В ИГИЛ парируют – дескать, 25 марта прошлого года неподалеку от сирийско-иракской границы был убит тогдашний лидер структуры Абу Аля аль-Афри. Эта операция не только не пошатнула организацию, но и в некоторой степени ее укрепила: на место аль-Афри пришли более опытные террористы.
Несколько иным путем решил пойти Каир. После кровавых терактов у церквей в Александрии и Танте 9 апреля (тогда погибли 60 и ранения получили более 100 человек) президент Египта Абдул Фаттах Халил ас-Сиси ввел в стране чрезвычайное положение и укрепил антитеррористическую группировку египетской армии в районе Синая. Кстати, именно там действует одна из региональных ячеек ИГИЛ.
Дальше – больше. Официальная Анкара заявила, что оставляет за собой право начать наступление на Джараблус и Хасеке – области на севере Сирии. К операции по ликвидации баз «Исламского государства» в САР, Ираке и Йемене готовы активно подключиться Италия, Испания, Великобритания и Германия. В этой связи аль-Багдади в своем очередном радиовыступлении довольно-таки издевательски заявил, что ИГИЛ в некотором роде удалось посеять панику — как в рядах европейцев, так и среди своих ближайших соседей. «Страны так называемой «коалиции» будут тратить миллиарды евро на борьбу с нами, а мы тем временем будем успешно действовать в их столицах, — подчеркнул он. – Кроме того, Соединенные Штаты и их союзники наверняка превратят свои спецоперации в банальный подрыв боеспособности армии сирийского президента Асада. Таким образом, мы посеем разлад и панику».
Впрочем, похоже, пресловутые «разлад» и «панику» экстремисты посеяли не в арабском мире, а именно в Европе. Так, например, на днях в Берлине немецкие неонацисты попытались сжечь здание исламского культурного центра, а в Париже толпа едва не линчевала пассажирку автобуса, приняв ее несессер за «пояс шахида». Сложившуюся ситуацию усугубляют всевозможные посты во Всемирной Паутине, призывающие граждан «к бдительности в районах, населенных арабами». «В отдельных странах, таких, например, как Бельгия и Дания, «народная охота на террористов» принимает характер настоящей истерии, — сказал в комментарии ГолосUAевропейский аналитик Кнут Берг. – После трагедии в Стокгольме люди стали тщательнее присматриваться к беженцам и нелегалам, вызывая полицию при малейшем подозрении. В прессе это уже получило название «Стокгольмский синдром» — правда, такое словосочетание связано исключительно с последними событиями в шведской столице. Можно сказать, что на данном этапе ИГИЛ выигрывает психологическую войну». На предмет того, как будут развиваться события в дальнейшем, эксперт предположений строить не стал.
Как бы там ни было, а вопрос защиты от ставшего практически тотальным террора, уже планируют поднять в Европарламенте, Еврокомиссии, Конгрессе США и Лиге Арабских Государств. Как бы громко и патетически это ни звучало, избавить людей от нового «Стокгольмского синдрома» должно стать для мировых лидеров делом чести.