Внешнеполитический провал администрации Порошенко может обернуться выплатами компенсации жертвам Волынской трагедии, объявленной геноцидом . К осложнению отношений с Польшей привела внутренняя политика – законы о «декоммунизации».
О резолюции знали, но…
Сейм Польши принял постановление, согласно которому 11 июля будет ежегодно отмечаться как День памяти поляков — жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА .
Этому предшествовали следующие события: 7 июля Киевсовет переименовал Московский проспект в проспект Степана Бандеры. В тот же день Dерхняя палата польского парламента приняла постановление «по вопросу увековечения памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой в 1939—1945 годах». Это произошло накануне визита Президента Порошенко на саммит НАТО в Варшаву 8-9 июля.
Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отмечает, что о подготовке постановления Сената было известно заранее. «Где было украинское посольство в Польше? Разве это не работа дипломатов предупреждать подобные решения?». Посол Украины в Польше Андрей Дещица так не считает. Он констатирует «одностороннюю политическую оценку событий». «На такое решение польского парламента будет ответ украинских политиков и парламентариев»- прогнозирует дипломат. Андрей Дещица принял участие в возложении цветов у памятника жертвам Волынской трагедии в Варшаве, где Президент Порошенко встал на колени.
Тем не менее, 22 июля Сейм подтвердил оценки Сената, в постановлении которого подчеркивается что «на июль 2016 года приходится 73 годовщина апогея волны злодеяний, которые на Восточных кресах II Речи Посполитой совершили Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА), а также подразделение СС „Galizien“ и украинские коллаборационистские подразделения». Сейм констатировал, что в результате геноцида в 1939—1945 годах были убиты свыше ста тысяч человек. За резолюцию Сейма проголосовали 442 депутата(из состава в 460 человек), 0 – против и 10 депутатов воздержались.При этом Сейм высказал убежденность в том, что «только полная правда об истории является наилучшим путем к единению и взаимному прощению».
Президент Порошенко выразил сожаление о решении польского Сейма. Ранее он неоднократно приводил УПА в пример «героизма и любви к Украине», подчеркивал, что ее потомки «защищают Украину от агрессии» и даже позировал в униформе с шевроном «циничный Бандера». Теперь он опасается «политических спекуляций» вокруг решения сейма.
Политолог-международник Олег Волошин парирует: «Политической спекуляцией является уже сами рассуждения о политических спекуляциях вокруг этого вопроса. Есть факт, подтвержденный документами. Украинцы этнические, относящихся к военизированных формирований УПА, убивали мирных поляков. Все. Вот польское общество и ждало в этом плане справедливости».
Напомним, 11 июля 1943-го года УПА провела самую масштабную этническую чистку поляков. Всего в ходе Волынской трагедии по польским данным погибли более ста тысяч человек. Около полумиллиона поляков были вынуждены бежать. Действия польской стороны привели к жертвам среди украинцев. Число погибших с украинской стороны оценивается от 2 до 3 тысяч человек (в Украине подсчеты официально не проводились).
Юридические последствия и $5 миллиардов
Политолог Сергей Толстов отмечает: «На сегодняшний день Украина «слабее» Польши и ей наверняка придется инициировать диалог». Он констатирует, что Сейм обвинил в геноциде тех, кого называет героями парламент Украины. И прогнозирует напряжение между Украиной и Польшей. «С точки зрения нынешней власти и нынешнего парламента это серьезный выпад. В Украине ОУН-УПА признаны героями-борцами за свободу Украины», — сказал политолог.
«Варшава настороженно относится к нынешней украинской власти. И если попытки героизации бандеровцев продолжатся, Польша предпримет жесткие меры по отношению к Киеву»- прогнозирует Сергей Толстов.
Какие же меры могут быть приняты? Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него была принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года. Вступила в силу в 1951 году. Документ не предполагает обязательного международного признания геноцида парламентами или правительствами третьих стран.
Статья IX Конвенции подчеркивает, что споры по вопросам толкования, применения или выполнения Конвенции, включая споры относительно ответственности того или другого государства за совершение геноцида, передаются на рассмотрение Международного Суда по требованию любой из сторон в споре. Таким образом, вопрос ответственности государства за совершение геноцида, решается Международным судом в Гааге.
Примечательно, что Международное право связывает с совершением преступления геноцида наступление материальной ответственности.Как известно, в 1952 году Германия подписала в Люксембурге соглашение о признании своей ответственности за Холокост и выплату компенсации. За 60 лет Германия выплатила более 89 миллиардов долларов (около 70 миллиардов евро). Жертвам геноцида, их родственникам и организациям, которые их представляют, было возвращено имущество. Проведена так называемая реституция.
Пока в Польше не озвучивали предполагаемых сумм компенсаций жертвам Волыни (Германия выплачивала жертвам Холокоста по 5 тысяч марок, теперь продолжает выплаты по 2.5 тыс. евро). Зато уже звучала предполагаемая сумма имущественной реституции- 5 млрд. долларов. Речь идет о возвращении собственности крестьян, шляхты, чиновников, учителей, железнодорожников. По подсчетам организации «Реституция кресов» , было переселено около 1,2 миллиона поляков и 120-150 тысяч человек в состоянии доказать свое право собственности в Украине.
Последствия «декоммунизации»
Польский парламент трижды принимал резолюции по Волынской трагедии. В 2003, 2009, 2013 годах. Но ни к 60-й ни к 70-й годовщине событий, в документе не употреблялось слово «геноцид». Еще в 2003 году президентами Украины и Польши было принято «Совместное заявление „О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни“», в котором оба президента выражали глубокое сожаление по поводу имевших место трагических моментов совместного прошлого украинского и польского народов.
В 2009 году Сейм заявил, что «с болью вспоминает о жертвах среди украинского гражданского населения». В резолюции 2013 Сейм Польской Республики выразил свою благодарность украинцам, «которые рискуя, а порой и отдавая свою жизнь, защищали польских собратьев от чудовищной смерти от рук Организации Украинских Националистов и отрядов Украинской Повстанческой Армии».
Что же изменилось к 73-й годовщине? Почему, не забыв о благодарности, Сейм подчеркнул, что до сих пор « массовые убийства не были названы — в соответствии с исторической правдой — геноцидом»?
Напомним, что 9 апреля 2015 года Верховной радой был принят пакет законов о «декоммунизации» . В него входит Закон о правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке, который гласит, что граждане Украины, а также иностранцы, которые «публично демонстрируют неуважение к борцам за свободу и независимость», будут преследоваться в законодательном порядке. К борцам за независимость отнесены, в частности Организация украинских националистов (ОУН)и Украинская повстанческая армия (УПА).
Международный научный журнал Ab Imperio тогда отмечал «ОУН была активно вовлечена в Холокост в Галиции и на Волыни… Помимо прочего, Украинская повстанческая армия проводила этнические чистки в населенных поляками районах». В статье Ab Imperio отмечается, что Европейский Союз требует от своих кандидатов максимальной откровенности в переосмыслении исторических событий.
В коммюнике израильского Центра Симона Визенталя говорится: «Запретив нацистскую и коммунистическую символику, украинское правительство приравняло самый кровавый режим в истории человечества к режиму, освободившему Освенцим». Представители этой влиятельной организации, занимающейся изучением Холокоста, борьбой с расизмом, антисемитизмом и терроризмом подчеркивали: «Чествование бойцов УПА, сотрудничавшей с нацистами во время Второй мировой войны, — это признание героями подручных Гитлера».
Экс-президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что признание парламентом Украины деятельности ОУН-УПА борьбой за независимость может осложнить примирение украинцев и поляков в данном вопросе. Через год так и произошло.
Политолог Олег Волошин напоминает о дискуссии вокруг переименования Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. «Люди умные говорили: ребята, не делайте этого, потому что поляков это заденет больше, чем русских. А все говорили: мы суверенное государство, что хотим, то и делаем. Вот и получили. Польша тоже суверенное государство, и богаче, сильнее нас. Это сегодня, 8-я или 9-я экономика Европы. И мы от них зависим, мы у них денег просим, мы у них оружие просим. А сейчас еще пытаемся обидеться»- подчеркнул политолог.