Олег Пономарёв
09:37 17/09/2012

Возвращение «блудных» дебаркадеров

Вопреки запрету на размещение в акватории Днепра каких-либо плавучих конструкций, не имеющих отношения к навигации и судоходству, на Набережную начинают понемногу возвращаться уже подзабытые киевлянами рестораны и офисы. Насколько этот «самозахват» законен, выяснял "ГолосUA".

НЛО НА НАБЕРЕЖНОЙ

Не так давно неподалеку от Речного порта на шестом причале внезапно возник 2-этажный стеклянный гриль-ресторан на воде. Заведение существенно отличается от тех огромных дебаркадеров в виде старинных кораблей и стеклянных замков, которые стояли на набережной раньше. Для одних эти бары-рестораны были излюбленным местом отдыха. Для других — бельмом на глазу.

«Не ваше дело, есть ли у нас разрешение или нет», — приблизительно так прокомментировали вездесущим журналистам появление кораблика то ли сотрудники, то ли его владельцы.

В то же время в коммунальном предприятии «Плесо» от этой конструкции открещиваются и говорят, что разрешений на установку дебаркадеров никому не выдавали.

“Если новый ресторан появился на причале, то ему, скорее всего, выдали разрешение в Администрации речных портов”, — утверждают в "Плесо".

В свою очередь в Администрации речных портов также были весьма обескуражены этой новостью, но обещали проверить «самострой». /> Незаконность установки подобных плавсредств подтвердили и в столичной мэрии, но и там также разводят руками.

"Мы получили письмо от генпрокурора, в котором говорится, что нет каких-то утвержденных правил и норм, позволяющих швартоваться дебаркадерам на набережной. Поэтому никаких законных оснований работать там плавучим ресторанам и отелям нет", — говорит заместитель главы КГГА Михаил Кучук.

Согласитесь, интереснейшая складывается ситуация: в самом центре города происходит самозахват земли, точнее не менее дорогой воды, а контролирующие органы и ответственные лица делают круглые глаза. Вывод напрашивается сам собой: либо чиновники находятся не не своем месте, раз не имеют никаких рычагов влияния, либо энная сумма денег от предпринимателей способна некоторым слегка «подпортить зрение».

По словам директора Института города Александра Сергиенко, в существовании подобных конструкций на воде ничего крамольного нет, но при одном условии, которое выполнять явно никто не спешит:

«Если есть концепция, утвержденный эскиз и проект конструкции, пускай и не идеально, но вписывающейся в ландшафт, размещение плавучих ресторанов можно допускать. Но посудите сами: с одной стороны, власть, прикрываясь природоохранным законодательством изгоняет эти корабли с Набережной, а с другой — в упор не видит, что в центре Киева почти все исторические здания изуродованы вывесками магазинов, брендов бутиков. Во всем должен быть баланс», — прокомментировал "ГолосUA" ситуацию Сергиенко.

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РЕСТОРАНЫ НЕ ЗАМЕЧАЛИ

Впрочем, окончательно избавляться от засилья дебаркадеров в Киеве столичная власть не намерена. То ли под давлением владельцев ресторанов, то ли из-за неистребимого желания заработать на предпринимателях, городские чиновники  пошли на определенные уступки. А именно: разрешили пришвартовать конструкции в других местах. По словам заместителя гендиректора КП «Плесо» Дениса Рудника, рабочая группа при КГГА определила три «стоянки»: у моста Патона на правом берегу Днепра и возле Жукова и Галерного островов.
«О возвращении на Набережную дебаркадеров вопрос не рассматривается», — добавил Рудник.

При этом он так и не смог ответить на главный вопрос: почему в одном месте дебаркадеры устанавливать можно, а на Набережной якобы нельзя. «Относительно законности их размещения хочу сказать, что сегодня «Плесо» совместно с Главком архитектуры и Главком земельных ресурсов разрабатывает схемы, которые будут включены в Генплан Киева и программу социально-экономического развития, на основании чего дебаркадеры будут уже законно размещены в этих местах», — отметил представитель «Плесо».

Ответ на этот вопрос, скорее всего, знают в прокуратуре. Оказывается, по официальной версии, дебаркадеры с Набережной пропали не по причине загромождения акватории Днепра  или ее загрязнения, а из-за того, что разрешения на их установку были выданы предшественниками от власти незаконно. Тогда же, в 2010 году, киевская транспортная прокуратура начала расследование уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой Украины и прокуратурой Киева, по фактам нарушения закона при выдаче разрешительных документов на швартовку несамоходных судов на набережной Днепра. Согласно экспертизе, гранитная набережная является исключительно берегоукрепительным сооружением и не приспособлена для отстоя плавсредств. Неужели десятки дебаркадеров были настолько неприметны, что преспокойно «плодились и размножались» на протяжении долгого времени?

А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ

Корреспонденты "ГолосUA" выяснили, что историческая ценность Набережной, и уж тем более экология акватории Днепра, чиновников интересует менее всего. Все эти годы плавучие рестораны платили в мэрию определенную мзду за липовые разрешения и «крышу». Подтверждением является немаловажный факт, что бывший руководитель главного управления КГГА по вопросам внутренней политики Виктор Гончарук в 2009 году оказался в центре коррупционного скандала. Сотрудники СБУ задержали его во время получения взятки в размере 3 млн грн. Чиновник якобы обещал помочь с установлением дебаркадера на набережной Днепра с отелем и рестораном. Сам Гончарук все отрицал и заявил, что в СМИ ведется против него грязная кампания. Может быть, но в любом случае, для Гончарука все хорошо закончилось — его взяли на поруки два зама Черновецкого. Три года спустя история о взятке забыта, и сегодня Гончарук помогает Азарову-младшему вести избирательную кампанию в Донецкой области…

В ТЕМУ

Иных уж нет, а те далече

В декабре 2010 года с Набережной было отбуксировано последнее заведение-дебаркадер, на котором располагался арт-отель «Баккара». Ранее отсюда «уплыли» рестораны «Сиртаки», «Пивной причал», «Счастье есть» и отель «Жемчужина Днепра». «Мураками» отбуксировали к Рыбальском острову, в район Трипольской ТЭЦ, что в Обуховском районе Киевской области, был отбуксирован самый известный ресторан, казино и «плавучий бордель» — «River Palace», а в элитную Конча-Заспу — дорогущий 5-звездочный флотель «Фараон». Его владельцы, кстати, до сих пор не могут прийти в себя, так как вложен в объект был не один миллион долларов, а номера забронированы за 2 года до проведения "Евро-2012". На условиях анонимности в «Фараоне» нам сообщили, что Набережную банально «перераспределили» под бизнес-интересы одного из сыновей довольно влиятельного в стране человека. Мол, страсти улягутся, Почтовую площадь реконструируют и плавучие бары-рестораны вновь вернутся на свое привычное место.

Владельцы дебаркадеров, большинство из которых входят в сеть ресторанов «Козырная карта», сейчас пытаются найти новые места, где они могли бы продолжить работу. По словам PR-менеджера сети Алексея Баштового, в ближайшее время планируется вновь открыть плавучий ресторан «Веранда» — сейчас он пришвартован недалеко от моста Патона. Однако вопрос решается отдельно для каждого заведения.

ОФИЦИАЛЬНО

Александр ПОПОВ, глава КГГА:

— Рестораны с Набережной убрали, потому что вели они свою деятельность в конфликте с законом. Эти рестораны были установлены с нарушениями прежде всего экологических и архитектурных норм, а также с угрозой для эксплуатации находящихся на берегу сооружений. Генеральный прокурор обратился к правительству и  в  КГГА с рекомендацией разработать механизм упорядочения этого процесса. В принципе, такие услуги могут быть востребованы, и мы должны обеспечить подачу чистой питьевой воды, электроэнергии, канализацию, очистку сточных вод. При этом мы, конечно же, должны продумать, как обеспечить безаварийную работу укрепляющих конструкций ибо там проходит дорога. Только при существовании всех этих составляющих данные заведения могут вернуться на прежнее место, но не в таком количестве, как это было ранее, и не везде – все зависит от того, куда будут проведены инженерные сети.

Читайте также по теме