Возвращение игорного бизнеса не укрепит украинскую экономику, но чиновников – обогатит

В случае возвращения в Украину игорного бизнеса, эта сфера не поможет украинской экономике, зато обогатит чиновников и, если отталкиваться от предыдущих законопроектов, обеспечит значительный отток средств за рубеж.

Все на зеро!

Похоже, первоочередной задачей власть имущих стало утоление жажды наживы. Хотя бы на некоторое время. Есть такая замечательная поговорка: «Хочешь выиграть в казино? Купи казино!» Похоже, именно таким принципом руководствовался премьер-министр Украины Владимир Гройсман, когда вносил в Верховную Раду законопроект под №4663 о легализации азартных игр. А может быть, и вовсе не эти соображения вдохновляли главу правительства. Может быть, это был принцип «Если не можешь противостоять — возглавь!» Кто знает? Но главное, что процесс запущен, а ставки, судя по всему, сделаны, и немалые.

Немного истории

В Украине азартные игры запретили еще в 2009 году. Незадолго до введения этого запрета, по всей стране насчитывалось около 10 тысяч игорных заведений. Из них более 90% составляли залы игровых автоматов и только около 1% — казино. Разумеется, в это число не входили подпольные игорные заведения, вокзальные «точки» наперсточников и картежников, «лохотроны» в виде относительно честного способа отъема денег у ротозеев, а также частные «клубы», представлявшие из себя квартиру какого-нибудь Ивана Петровича с преферансом, покером, блэкджеком, и сами догадываетесь, кем. Также маловероятно, что в этот «учетный перечень» входили всяческие национальные и околонациональные лотереи, ипподром, места пари-матчей, покер-клубы, да и просто «пенсионерские шахматы» на денежные ставки в парке Шевченко. Все это свидетельствует лишь о том, что в Украине спрос на азартные игры был очень высоким. Потому совсем неудивительно, что этот бизнес неоднократно пытались вернуть. К примеру, экс-премьер-министру Украины Арсению Яценюку, очевидно, показалось мало не единожды врученной морковки, захотелось разнообразить рацион еще и капустой: в 2015 году он подготовил проект закона о легализации игорного бизнеса, но документ блокировало Антикоррупционное Бюро.

Лобби и тень

Игровое лобби в нашей стране очень сильное. Это подтверждает хотя бы тот факт, что только в период 2015-2016 годов прежнее руководство Минфина с целью легализации азартных игр пыталось трижды протолкнуть законопроекты, аналогичные тому, что был представлен Владимиром Гройсманом.

Во всех версиях законопроектов предлагалось полностью легализовать все виды азартных игр, в том числе залы с игровыми автоматами, разрешить деятельность интернет-казино, букмекерских контор и покерных клубов. Следует отметить, что в нынешнем документе есть норма о том, что азартные игры являются одним из источников дохода, которая была тут же «подхвачена» и включена в законопроект о Госбюджете на 2016 год.

Следует также отметить, что несмотря на запрет, игорные заведения действуют до сих пор, они просто ушли в тень, о чем свидетельствуют «разоблачения» того или иного подпольного игорного заведения, объявления о соревнованиях в покерных клубах, в том числе и на деньги, букмекерские конторы — они существуют, их никто не отменял. Стоит вспомнить и различные онлайн-игры, которые также в той или иной мере можно отнести к азартным, и где «игровые деньги» можно переводить в реальные. Продолжают работать пари-матчи и национальные лотереи, в чем можно без труда убедиться, если пройтись по городу. Надо сказать, что операторы лотерей с 2014 года работают без лицензий и не могут их получить, так как норм лицензирования попросту нет. Вместе с тем, на существование лотерей попросту закрывают глаза. И хотя лотерейные киоски в городе встречаются не так, чтобы слишком часто, но даже в центральной части столицы вам может встретиться ларек, где можно запросто купить лотерейный билет. Кто знает, может быть, однажды крупно повезет, верно?

«Под лотерейными лицензиями сейчас работает огромное количество игровых автоматов и букмекерских контор и т.д. Поэтому, по большому счету, этот закон позволит легализовать то, что сейчас и так работает, и просто эти объекты будут платить налоги в бюджет. Легализация казино также никакой социальной опасности в 4-5-ти звездочных отелях не несет. В них не пойдут проигрывать свои деньги бабушки и школьники», — заявил в комментарии ГолосUA управляющий партнер ООО “ЮКК Де-Юре”, эксперт в области игорного бизнеса Григорий Трипульский.

Смутное время

Как правило, игорный бизнес отлично себя чувствует в смутные времена. Во всяком случае, это подтверждает новейшая история, в частности, на примерах Великой депрессии в 1929-1939 годах, и постперестроечных 90-х годов на территории всего СНГ. Это все к тому, что и сейчас времена — не лучше: «гангстеры», «братки», как их ни назови, снова активизировались, о чем свидетельствуют ежедневные новости. Так, к примеру, недавно начальник Главного управления Нацполиции в Киеве Андрей Крищенко сообщил представителям СМИ, что в Киеве количество грабежей выросло примерно на 60%, а краж стало больше на 80% по сравнению с прошлым годом. Кстати, тоже далеко не самым спокойным. Легализация игорного бизнеса — вполне адекватный шаг для построения нового Чикаго, правда, уже на украинской почве.

«Казино может находиться в любом месте, но это место должно быть только в зоне развлечений, и только для взрослых. В любой зоне развлечений может располагаться легальное казино, или зал автоматов, но зона должна быть публична и понятна: кто собственник, кто играет. То есть, должны быть ограничения для несовершеннолетних, и нужен четкий контроль за движением средств: выиграл человек, заплатил налог, получил деньги и всё, очень просто», — заявил корреспонденту ГолосUA президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Факты — упрямая вещь

Добавляет «перчинки» во все это тот факт, что законопроект Гройсмана №4663 о легализации азартных игр по большому счету, повторяет предыдущие законопроекты Минфина. А они, согласно данным главного научно-экспертного управления Верховной Рады, были выписаны так, чтобы поступления от деятельности игорного бизнеса в Украине наполняли бюджеты других стран.

В частности, на наш рынок азартных игр давно обратила внимание американская компания «IGT Corporation», которая, по словам экспертов, является едва ли не единственной, отвечающей требованиям законопроекта. Так, например, в предыдущем документе, а нынешний, как утверждают эксперты, практически от него не отличается, предполагается включение в перечень азартных игр и лотерейной деятельности. Причем, для участия в конкурсе на получение лицензии нужен обязательный международный опыт по проведению лотерей не менее чем в трех государствах и общий оборот за 5 финансовых лет до даты начала конкурса в размере 3 млрд евро. С такими условиями местные дельцы полностью исключаются из азартного бизнеса. Зато приходят иностранные компании. А это значит, что финансовые потоки опять потекут за границу. Правительству же достанутся лишь «крохи» (пусть и крупные), в виде налогов. Навряд ли этого хватит, чтобы серьезно улучшить состояние украинской экономики. А вот для личного обогащения чиновников, этих средств вполне хватит.

Мнения экспертов

В комментарии ГолосUA, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко высказался, что в случае, если азартный бизнес все-таки надумают узаконить, лично он не стал бы изобретать велосипед, а взял бы за основу опыт цивилизованных стран.

«Я бы взял европейский опыт, и это все скопировал бы. Это ограничит возможность маневров для нелегального бизнеса. В этом отношении интересен опыт Франции или Германии», — заявил эксперт.

По его словам, для Украины больше подходит европейский опыт, так как в США законодательство отличается. Президент Украинского аналитического центра отметил, что в настоящее время игорные заведения работают в тени, никто не платит налоги. Например, под видом национальных лотерей… при этом в легализации игорного бизнеса он не видит ничего плохого.

«Никакой трагедии нет в том, что будут легализованы казино, главное, что они будут прозрачны, четки и четко назывались. С таким же успехом мы же не можем водку запретить, потому что люди все равно ее будут пить», — резюмировал А. Охрименко.

«Я уже, наверное, 30-ый или 40-ой проект закона читаю за последние 6 лет по детенизации или возвращению игорного бизнеса. Поэтому мне сложно критиковать, везде есть свои плюсы и минусы. Но уже хорошо, что что-то появляется. 6 лет назад, когда был закрыт игорный бизнес, в законе о запрете было написано, что Кабинет Министров должен в течение 3-х месяцев дать проект закона. Вот прошло 6 лет…», — заявил управляющий партнер ООО “ЮКК Де-Юре” Григорий Трипульский.

По его мнению, в законе «есть очень много плюсов и минусов, но для этого и существует Верховная Рада, чтобы рассмотреть это все, и выбрать какой-то разумный вариант».

При этом, эксперт убежден, что популяризация мыслей о том, что легализация сделает людей несчастными только идет на пользу коррупции, которая процветает благодаря подпольному игорному бизнесу.

«Государству это будет выгодно благодаря большой лицензии, налогам, рабочим местам, туризму. Ведь приятно же приехать в Киев, остановиться в нормальной гостинице и поиграть в казино жителям стран, в которых это запрещено. Ближайшие страны — Израиль, Турция. Это тоже определенный приток туристов. Будет так же, как это происходит в Грузии, у них была такая же ситуация, как и у нас. Они просто увеличили налоги, у них оставалось 3 или 4 казино, 10 или 12 больших игровых залов, которые платят огромные деньги в бюджет, и туда приезжает огромное количество туристов», — убежден Г. Трипульский.

По мнению эксперта в области игорного бизнеса, легализация не станет глобальным донором экономики, но будет неплохим доходом.

Будем надеяться, что для всего государства, а не для одних только чиновников. 

Читайте также по теме