Киевский Национальный театр русской драмы имени Леси Украинки представил премьеру «Мнимый больной» Жана-Батиста Мольера. Режиссер – Аркадий Кац (Россия), в роли Аргана – Давид Бабаев.
Это Михаил Булгаков, описавший приключения г-на де Мольера «во всей красе», был профессиональным врачом. И часто его смех и мистическая горечь лечили читателя в трудные годы нашей истории.
А вот Жан-Батист Поклен (Мольер), в свое время готовившийся родителями для юридического поприща, стал «придворным» драматургом, успешным актером. Но в полной мере он же мог бы называться и «врачом». Поскольку разнообразные и искрометные его комедии («Скупой», «Тартюф», «Плутни Скапена», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной») в прямом смысле избавляли народ от хандры. Вскрывали язвы общества и отдельных «вечных характеров». И зритель, в том числе и сам король, часто становился непосредственным участником его «шарад»…
Создается впечатление, что зритель премьерного спектакля «Мнимый больной» в Киевской русской драме напрямую вовлечен в хитросплетения известного мольеровского фарса. Некоторые актеры будто бы пробивают «четвертую стену». Обращаются к публике напрямую – за советом. Как будто бы с тайной тревогой: а здоровы ли? а все ли в порядке? а врача вызывали?
То есть история о слегка сумасбродном мольеровском Аргане, мнимом больном (помешанном не столько на своем здоровье, сколько на маниакальном лечении безо всякого повода) – перетекает и в зал. И каждый зритель волен себя «ущипнуть» — как бы диагностировать и свои собственные мании, фобии, комплексы, предрассудки.
Режиссер Аркадий Кац обставляет классическую комедию как «театр в театре». С тайным намеком, что и в жизни, и на сцене наверняка больше притворства и «мнимости», нежели правды, искренности… Хотя многие артисты в этой постановке – искренни и заразительны. Ирина Новак (Белинда), Вячеслав Николенко (Клеант), Виктор Кошель (Пургон), Олег Комаров (Флеран), Артем Емцов (лакей Жорж), Александр Гетманский (Беральд), Елена Тополь (Анжелика). Будто бы повинуясь дирижерской палочке режиссера Каца, они разыгрывают «необыкновенный концерт». С яркими выходами, упоительными соло, уморительными скетчами. Пожалуй, за последнее время на киевской сцене это один из самых стильных спектаклей.
Уж коль режиссер предлагает нам «театр в театре» (на сцене установлен специальный сценический подиум, вокруг которого и вращается действо), то в таком театре должен быть «король»?
Естественно, он на троне! В кресле Аргана. Ерзает в нем, сутулится, изображает мнимые хвори… Но все равно властвует над всеми героями. И каждого видит «насквозь».
Народный артист Украины Давид Бабаев может уверенно зачесть себе эту постановку, как яркий и выигрышный бенефис. Его мольеровский Арган – персонаж «авторский». Образ этот в разные времена воплощали замечательные артисты. Олег Ефремов в знаменитом одноименном телефильме в 80-м играл «мужчину в самом расцвете сил», однако мнительного, сомневающегося, эдакого «мямлика». А Василий Бочкарев в Малом театре России в образе Аргана предложил зрителю какого-то веселого чудака, перемудрившего с рецептурами. Так вот у Давида Бабаева Арган – усталый «царь» и умный жесткий человек, «болезнь» которого при желании можно объяснить его же сознательным розыгрышем всей домашней челяди.
«Мнимый больной» в Русской драме – спектакль, который «и тебя вылечит…» от осенней хандры, политических стрессов, телесериальных безумств… Так что идите в театр – и оживайте в нем. /> Дмитрий САНИН