В Национальном музее русского искусства проходит выставка «Врубель и Киев», посвященная 155-летию со дня рождения художника, отмечать которое будем весной следующего года. «Врубелевские» выставки давно уже стали доброй традицией в Киеве — начиная с 1976 года, они происходят постоянно с периодичностью в 5 лет. Таким образом, наш город отдает дань этому прославленному художнику, начинавшему здесь свой творческий путь к большому искусству и создавшему целый ряд оригинальных работ, ставших знаковыми для всего русского художественного искусства.
Такой интерес к личности Михаила Врубеля в Киевском музее русского искусства не случаен, — отмечают его сотрудники. Судьба этого художника тесно связана с нашим городом: здесь начался его самостоятельный творческий путь и сформировались основы творческого метода, который потом стал органической частью всего русского модерна. В Киеве Врубель написал такие шедевры, как «Девочка на фоне персидского ковра», «Восточная сказка», несколько десятков портретов, а еще начал работу над образом Демона. Здесь он работал над восстановлением старинных интерьеров и иконостаса в Кирилловской церкви, приложил руку к созданию внутренних росписей Владимирского собора. Специально для этого храма по просьбе профессора Российской академии художеств Адриана Прахова, под руководством которого создавались внутренние интерьеры собора, Врубель написал ряд замечательных эскизов на темы «Воскресения» и «Надгробного плача», к которому также относится известная работа «Ангел с кадилом и свечой». К сожалению, эти эскизы не были утверждены, но они бережно хранятся в фондах Киевского музея русского искусства. Впрочем, Врубель все-таки приложил свою руку к внутреннему убранству Владимирского собора, создав декоративные орнаменты в боковых нефах. А еще он реставрировал древние росписи в куполе Святой Софии.
Надгробний плач — ескиз фрески Владимирского собора.
По словам куратора нынешней выставки, старшего научного сотрудника музея Натальи Агеевой, «киевский период» в творчестве Врубеля был наиболее гармоничным, уравновешенным, плодотворным и вдохновенным. И это неудивительно, ведь в нашем городе художник нашел свою музу. Да еще и не одну, а как минимум три. «Муза необходима любому творцу, как воздух, это обязательное условие для творчества, — уверяет Наталья Агеева, — поэтому и у Врубеля всегда были женщины, которыми он восхищался, а некоторых даже боготворил. Например, жену своего старшего коллеги Адриана Прахова — Эмилию Львовну, образ которой он воплотил в изображении Богоматери в Кирилловской церкви».
Михаил Врубель бывал в семье Праховых, где его радушно принимали и поддерживали, ведь в Киев он приехал совсем юным студентом-третьекурсником подзаработать, но с условием, что потом вернется на обучение. Его пригласили реставрировать фрески XII века в Кирилловской церкви из соображений экономии: смета на реставрацию была слишком мала, чтобы за эти деньги согласился работать известный мастер. Поэтому А. Прахов обратился к своему знакомому, известному художнику и педагогу Императорской академии художеств Павлу Чистякову с просьбой порекомендовать кого-то из своих учеников. Так, в 1884 году еще никому не известный, и, безусловно, талантливый, Михаил Врубель оказался в Киеве, а уехал он отсюда лишь через пять лет. Кстати, на учебу художник так и не вернулся, — это был едва ли не единственный случай в истории Академии, когда академик получил звание, так и не закончив науку.
Сошествие Святого духа — фреска в Кирилловской церкви.
Пять киевских лет для Врубеля промелькнули довольно быстро, но именно здесь (в Кирилловской церкви) он оформился, как мастер. Недаром, годы своего пребывания в Киеве художник считал «лучшим периодом своей жизни», даже, несмотря на то, что с нашим городом был связан и трагический эпизод. Уже намного позднее, когда Михаил Врубель жил в Москве и был женат на своей последней музе, талантливой оперной певице Наталье Забела, он с семьей приехал в Киев. Но по дороге простудился и заболел единственный двухлетний сын художника Савва, которого назвали в честь известного русского мецената и покровителя Врубеля Саввы Морозова. В Киеве мальчик умер и его похоронили на Байковом кладбище, а родители поспешно уехали из города, потому что с неутешным отцом случился приступ нервной болезни и он боялся попасть в местную больницу, рядом с которой провел столько лет, рисуя образы в Кирилловской церкви. Но даже много лет спустя, вновь посетив Киев со своей женой, Врубель признавался: «Какой хороший, однако, Киев! Жаль, что я здесь не живу! Я люблю Киев!»
Оказалось, что особая приязнь Врубеля к Киеву тоже не осталась без ответа. Киев стал первым и единственным городом, где состоялась выставка произведений Врубеля. Как это ни странно, но при жизни мастера не было ни одной персональной выставки его творений. А первый показ работ художника киевляне устроили ровно через месяц после его смерти — в мае 1910 года. «Это была посмертная выставка акварелей и рисунков Врубеля в городском музее, где были представлены работы мастера из частных собраний Богдана и Варвары Ханенко, Николая и Александра Терещенко, известного киевского издателя Василия Кульженко и других коллекционеров», — рассказывает куратор нынешней выставки. В следующий раз киевляне подготовили выставку работ художника к 30-ой годовщине со дня его смерти — в 1940 году. Впрочем, в советское время произведения Врубеля не приветствовались, поскольку считались буржуазными, упадническими. Поэтому, единственный раз, когда о нем вспомнили — это был столетний юбилей художника в 1956 году. В тот год выставки Врубеля прошли сразу в трех городах — Москве, Ленинграде и Киеве — и это была самая полная ретроспектива произведений художника в истории, — отмечают искусствоведы.
Но, все же любовь киевлян к Врубелю оказалась самой преданной. Киев практически — единственный город, который отдал дань этому великому художнику. Начиная с 1976 года, регулярный показ коллекции работ художника в залах музея русского искусства стал хорошей традицией, а нынешняя выставка, приуроченная к 155-летию со дня рождения мастера, уже десятая. Отмечу, что Национальный музей русского искусства обладает одним из крупнейших собраний работ Михаила Врубеля, в частности, его «киевского периода». Уникальная коллекция включает и широко известные произведения, и многочисленные зарисовки с натуры, незаконченные рисунки, наброски и эскизы. Обычно, они не экспонируются все вместе, поэтому поклонники Михаила Врубеля, действительно, имеют уникальный шанс увидеть сразу около 120-ти его произведений, которые отражают наиболее значительные тематические пласты и различные грани творчества мастера.
Среди представленных работ – около 50-ти портретов, разнообразных по технике исполнения и не всегда завершенных, но все они отражают не только талант Врубеля-портретиста, но и его отношение к человеку. Еще одна особая страница в творческой жизни художника — библейско-евангелическая тематика – доминирующая его в творчестве. Боги, ангелы, демоны и пророки сопровождали художника всю жизнь, и началось это увлечение опять же, с киевских храмов. А еще наши музейщики гордятся редкой коллекцией цветов и цветочных композиций, которые очень любил рисовать Врубель. «Он настолько идеально изображал цветок, что, кажется, для него это была настоящая Вселенная, — комментирует куратор выставки, — и нам очень повезло, что расцвет этого жанра также пришелся именно на его «киевский период».
В свою очередь, директор Национального музея русского искусства Юрий Вакуленко отмечает, что нынешнее мероприятие ознаменовано еще и несколькими интересными моментами. Кроме того, что эта выставка произведений Врубеля в Киеве является юбилейной, она посвящена еще одной круглой дате — в следующем году исполняется 90 лет музею. Следовательно, это очень большой праздник и для музея, и для поклонников творчества этого великого мастера, — отмечают в администрации. «А поскольку каждый хороший хозяин обычно готовит презенты и обновляет наряд — мы также подготовили подарки. В частности, при меценатской поддержке нам удалось обновить рамы для работ Врубеля, а главное — одеть в ценные ризы наш главный бриллиант — «Девочку на фоне персидского ковра». К открытию выставки нам подарили старинную антикварную раму для этой картины», — делится радостью директор. Еще один повод радоваться есть и у киевлян: к юбилею художника музей собственными средствами издает уникальный подарочный альбом «Врубель и Киев», где на 400 страницах собраны все материалы, связанные с пребыванием Михаила Врубеля в нашем городе.
Девочка на фоне персидского ковра.
Но это далеко не все сюрпризы. Выставка продлится два месяца — до 6 декабря, чего обычно не бывает, ведь акварельные и графические работы требуют очень тщательного режима хранения. Поэтому, через месяц в музее планируют переформатировать выставку, дополнив ее новыми материалами, посвященную еще двум известным живописцам: Валентину Серову и Константину Коровину (с ними Врубеля связывал плодотворный и длительный творческий союз). Таким образом, киевляне и гости столицы смогут увидеть сразу две разноплановые выставки, а музей — установить новый рекорд по посещаемости, хотя тут и не жалуются на недостаток внимания со стороны гостей. «Наш музей давно уже является Национальным брендом, а число посетителей стабильно увеличивается на 1-2 тысячи ежегодно. Всего же имеем более 70 тысяч посещений в год. А в годы знаковых выставок и юбилейных событий даже преодолеваем барьер в 90 тысяч, — с гордостью говорит директор Киевского музея русского искусства Ю. Вакуленко, — Поэтому, в следующем, юбилейном году, надеемся принять до 100 тысяч гостей. Для этого у нас уже есть большие замыслы и интересные проекты».