Вторая волна приватизации гарантированно будет означать не спасение, а разруху падающей экономике Украины. Принцип всеобщей дележки предлагал положить в основу социально-экономической политики герой булгаковского «Собачьего сердца» Полиграф Полиграфович Шариков. Нечто подобное сейчас предлагает сделать и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. Мол, мы что надо у кого надо национализируем и реприватизируем, а потом создадим мега-акционерное общество и туда войдут толпы трудящихся и не очень.
Пройденный этап
Украина подобный урок уже проходила. Еще в июне 2004 г. на тот момент будущий Президент Украины Ющенко заявил, что он не собирается мириться с т.н. приватизацией, «условия которой были написаны под конкретную промышленную группу» (прежде всего, имелась в виду бизнес-группа зятя экс-Президента Кучмы Виктора Пинчука).
В 2005 г., в украинских СМИ появился мифический список из 300 предприятий, подлежащих реприватизации. И хотя этот список никто никогда не видел, среди основных претендентов на национализацию/реприватизацию называли крупные заводы – «Криворожсталь», Никопольский завод ферросплавов, предприятия «Укррудпрома», северодонецкий «Азот», Херсонский судостроительный завод и т.п. Правда, новой власти хватило лишь на один проект полномасштабной реприватизации – «Криворожсталь». И хотя официальная прибыль от реприватизации была огромной (порядка 20 млрд. грн.), куда она делась, власть объяснить так и не смогла.
Зато уже претендент №2 на реприватизацию – Никопольский завод ферросплавов – погрузил новую власть в жуткий скандал. Процесс «честной» реприватизации быстро перерос в нападение одной финансово-промышленной группы на другую.
Показательно, что ключевую роль в данном скандале сыграл главный претендент на покупку Никопольского ферросплавного – группа «Приват» Игоря Коломойского. Так что опыт в нелегком деле «отжимания» чужой собственности у Игоря Валерьевича есть. И он вовсе не ограничивается НЗФ, вспомним и Криворожский железорудный комбинат, и Южный ГОК, и почивший «Аэросвит» (забрать чужую собственность опыта хватило, а вот спасти компанию от банкротства – нет).
В желании «погреть руки» на чужом пепелище Коломойскому не откажешь. В свое время он очень удачно (и довольно дешево) приобретал активы у тех финансово-промышленных групп, на которые давила власть (например, как он выгодно купил облэнерго у эсдеков и Григоришина).
Удар по безопасности
Впрочем, если бы речь шла исключительно о межусобных войнах олигархов – это было бы полбеды. Но, паны дерутся – у холопов чубы трещат. Когда одна ФПГ гонит волну реприватизации против другой, акулы помельче в мутной воде начинают свою охоту. Так было и в 2005-2006 гг.: поднятая волна реприватизации дошла даже до ларьков, рынков и общежитий. Безумные судебные решения, бритоголовые охранники и «Беркут», ломящиеся на предприятия, телефонное право. В обиход входит слово «рейдеры».
Любой предприниматель, инвестор, начиная новое дело, рассматривает его в рамках двух ключевых параметров: безопасность инвестиций и прибыльность. Увы, волна реприватизации нанесла серьезный удар по вопросам безопасности собственности и инвестиций. Удар был такой серьезный, что, несмотря на общемировой тренд экономического роста (длившийся вплоть до 2008 г.), промышленное развитие Украины резко затормозилось – с +12,5% (2004 г.) до +3,1% (2005 г.). Резкое торможение промышленного роста вкупе с довольно неудачной ревальвацией гривны весной 2005 г. привело к тому, что Украина превратилась из экспортной державы в импортную.
Такие катастрофические для страны и ее экономики результаты дала даже не сама реприватизация, а лишь разговоры о ней в высоких кабинетах.
Можно представить, какой будет эффект от реальной национализации и реприватизации нынешних условиях. Ведь если в 2005-2006 г. мировая экономика была на подъеме, то с 2008 г., в мире и в Украине, наблюдается явный спад. Третий год подряд у нас снижается промышленное производство. По прогнозам Всемирного банка, в этом году ВВП Украины упадет на 5%, по прогнозам правительства – на 6-6,5%. Да и на востоке страны идет война. В этих сложнейших условиях добивать отечественный бизнес шальными идеями национализации и реприватизации чрезвычайно опасно.
В ожидании катастрофы
На данный момент ядро промышленного развития Украины формируют 7 регионов страны, которые в сумме производят почти 70% всей реализованной промышленной продукции Украины. Это Днепропетровская область, которую сейчас возглавляет Коломойский (19,1%), Донецкая и Луганская области (соответственно, 17,7 и 6,4%), где сейчас идет война. А также Запорожская (7,2%), Полтавская (6,4%), Харьковская (5,7%) области и Киев (7%).
Именно предприятия этих промышленно развитых регионов могут попасть в «список Коломойского». Но в отличие от «списка Шиндлера» «список Коломойского» будет гарантировать не спасение, а разруху. Во-первых, потому что это колоссальный удар по инвестиционному имиджу страны. А он и так далеко не идеальный — виной тому война и отсутствие реформ. Только за I квартал 2014 г. прямые иностранные инвестиции в экономику Украину уже уменьшились на 6 млрд. долларов (на 10,3%), капитальные инвестиции упали сразу на 23,1%. Если же начнется процесс “сравнительно честного отъема собственности”, в котором днепропетровский губернатор признанный спец, — инвестор окончательно поймет, что его право собственности в Украине никто не гарантирует. Собственно, процесс уже пошел: компания Коломойского начала судиться за 45% акций “Укрнефтебурения” — одного из самых перспективных операторов добычи нефти и газа в стране. При Януковиче компания Коломойского продала эти 45% структурам министра энергетики Ставицкого, а сейчас требует от суда признать договоры купли-продажи недействительными. Догадайтесь, у кого больше шансов на успех?
Во-вторых, сам процесс реприватизации дестабилизирует работу предприятий. И даже неважно, будет он успешным или не очень. В нынешней тяжелой ситуации для того, чтобы отправить предприятие на финансовое дно, много усилий не потребуется. Попытка захвата, судебный арест счетов, остановка отгрузок — все эти меры в разное время уже применяли рейдеры “Привата” по отношению к “неугодным” предприятиям. Даже если такая дестабилизация будет кратковременной — под угрозой окажется не только прибыль предприятия и его продажи, но и зарплаты рабочих, и выплаты в бюджеты всех уровней. Самое грустное, что ответственность за это ляжет на плечи государственной власти Украины, а не Игоря Коломойского и его союзников-рейдеров.