Вместо заявленной борьбы с чиновничьей коррупцией, власть занялась проверками простых граждан, намеренно путая теневой рынок труда с оборотом теневых капиталов, – считают эксперты. Дескать, ударят по среднему классу, чтобы отвлечь внимание от 10-15 млрд долларов, уходящих в офшоры…
Дискредитация е-декларирования
Кабинет министров планирует до конца 2017 года разработать законопроект о введении всеобщего декларирования доходов граждан и налоговом контроле расходов физических лиц косвенными методами. Об этом говорится в приоритетном плане действий правительства на 2017 год, утвержденном постановлением Кабмина.
Эксперты не исключают, что чиновники добиваются всеобщего декларирования, чтобы отвлечь внимание общественности от собственных деклараций.
Политолог Алексей Якубин полагает, что всеобщее декларирование позволит власти «закрыть» неудобную тему деклараций политиков. Ведь чиновники в общей сложности задекларировали 30 млрд гривен, почти половина из которых — наличные. Также, по результатам декларирования, завершившегося 31 октября 2016 года, у них обнаружилось большое количество движимого и недвижимого имущества, оценочная стоимость которого явно превышает официальные доходы, полученные на государственной службе.
Алексей Якубин отметил, что тогда политический класс пошел на декларирование средств исключительно под давлением западных партнеров. Однако в будущем украинская власть сделает все, чтобы нивелировать значение этого шага.
Напомним, введение системы электронного декларирования для чиновников было требованием всех основных международных партнеров Украины, среди которых МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ЕС и США. В первую очередь – для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти.
В Украине всего около 330 тысяч чиновников — они должны были заполнить декларации в два этапа. Предполагалось, что в первую волну (до 1 ноября 2016 года) свое состояние продемонстрируют Президент, члены Кабмина, народные депутаты, а также все чиновники категорий А и Б, среди которых топ-менеджеры, руководители госучреждений. Это около 50 тысяч служащих. Но на практике декларировать обязали значительно большее число людей.
Так, в первую волну было подано 103 тысячи деклараций. А на втором этапе количество субъектов декларирования увеличилось в 15 раз — до 1,5 млн. Обязаны подать декларации полицейские, офицеры, прокуроры, главные бухгалтеры, заведующие отделов государственных и коммунальных учреждений, главные врачи, начальники цехов, заведующие отделами, мастера, прорабы, бригадиры и т.д.
Проверять декларации призвано Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). Оно же обязано проводить мониторинг образа жизни чиновников. Но граничный штат НАПК составляет 311 сотрудников.
НАПК сообщает, что проверило около трех тысяч электронных деклараций чиновников. А к проверке прошлогодних деклараций Президента Петра Порошенко, премьер-министра Владимира Гройсмана и членов правительства приступило только в апреле.
Политический эксперт Дмитрий Корнийчук полагает: «Президент Порошенко (а Гройсман – его рупор) продолжает кампанию по дискредитации электронного декларирования».
Что грозит украинцам
В Уголовный Кодекс введена статья 366-1 «Декларирование недостоверной информации». По ней за недостоверные сведения грозит штраф (от 42,5 тыс. гривен до 51 тыс. гривен), общественные работы (от 150 до 240 часов) и даже лишение свободы на срок до 2 лет без права занимать должность на срок до 3 лет.
Но эта статья входит в раздел XVII. «Преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг».
Неудивительно, ведь электронное декларирование вводилось для борьбы с коррупцией. При чем здесь граждане, которые не являются государственными чиновниками, и взяток брать не могут? И так за всех, кто работает на предприятиях, бухгалтерия подает отчеты в налоговую.
Экономический эксперт Виктор Скаршевский уверен, что от введения всеобщего декларирования пострадают физические лица-предприниматели, а также представители среднего класса, у которых еще остались финансовые накопления и которые государственные органы попытаются отобрать официально или коррупционным путем. «Государство убивает всякую надежду на какой-либо рост», — сказал эксперт.
Он напомнил, что ежегодно 10-15 млрд долларов выводится из страны в офшоры. А правительство не пытается оставить эти деньги в стране. По словам экономиста, государство идет более простым путем и обирает предпринимателей.
Заместитель главы правозащитной организации «Спільна мета» Святослав Дубина отмечает, что в Украине фактически нет защиты прав собственности, а система уголовной юстиции работает на рейдерские захваты частной собственности.
Он уверен, что всеобщее декларирование доходов и расходов граждан не пополнит государственный бюджет. «Если нет доверия к власти, то эти методы ни к чему не приведут, они увеличат работу органов – могут создать дополнительные органы в налоговой, пойдет финансирование, но эффекта не будет», — пояснил С. Дубина.
Однако предпринимателями дело не ограничится, коль уж декларирование всеобщее. Некоторые эксперты указывают, что теневой рынок труда является своего рода предохранительным клапаном, предотвращающим масштабный социальный взрыв. Чиновники, дескать, склонны путать оборот теневых капиталов с теневыми доходами рядовых граждан (сопоставимыми с их «белыми» зарплатами).
Отметим, что согласно закону о «Предотвращении коррупции» чиновник обязан декларировать имущество, стоимость которого превышает 100 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного года. То есть в декларациях за 2017 год будут фигурировать расходы свыше 320 тыс. грн. А наказание догонит декларанта только, если он соврал на больше, чем 386 тыс. грн (250 прожиточных минимумов).
А относительно простых граждан СМИ цитируют главу комитета по налоговой и таможенной политике Нину Южанину, которая сказала, что планируется учитывать расходы от 150 тысяч гривен за одну покупку. Дескать, часть экспертов уверены – считать нужно покупки от 50 тысяч.
При этом, по действующему налоговому кодексу, за уклонение от уплаты налогов полагается штраф в размере 10% (кроме 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора).
Тут и должна помочь норма о «налоговом контроле расходов физических лиц косвенными методами». Если ранее налоговая имела право собирать косвенную информацию только о предприятиях-должниках (проверять счета, отслеживать расходы), то теперь ее полномочия расширятся. Президент Петр Порошенко уже подписал закон о частичном раскрытии банковской тайны – Минфин уже получил официальный доступ к информации о депозитах и банковских переводах физлиц.