Всеукраинская политическая реформа или сценарий Тимошенко?

Уже вторую неделю украинское общество наблюдает политическую борьбу между ведущими политсилами страны по вопросу принятия изменений в Закон о бюджете Украины 2008 года и возможной отставкой действующего правительства. Вчера, 10 июля президент предложил собственный проект закона, который, по мнению представителей различных партий Украины, отличается от правительственного на 20-25%. Основным отличием от правительственного варианта является исключение из расходной части бюджета статьи о выплате обесценившихся вкладов вкладчикам Сбербанка СССР. Хоть президентская инициатива подачи бюджетных изменений и противоречит Конституции Украины, законопроект всё-таки был принят на рассмотрение.

В свою очередь, вернуться к правительственному варианту бюджета сегодня призывали мэры и представители горсоветов некоторых городов, таких как Хмельницкий, Черновцы, Острог и другие. “Я полностью поддерживаю действия премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и правительства, которые направлены на внесение изменений в Закон о бюджете Украины 2008 года в сторону увеличения распределяемых денежных средств. Это говорит про поддержку сильной финансовой региональной политики. Мы с нетерпением ждем принятия этого закона и обращаемся к депутатам всех фракций, вне зависимости от их позиций, с просьбой поддержать этот документ” — сообщил мэр города Каменец-Подольский Анатолий Нестерук сегодня в прямом эфире пятого канала.

Подобные призывы к принятию правительственного бюджета звучат буквально каждый день и не сходят с эфиров телевизионных каналов страны. Однако, главная проблема Юлии Владимировны решена — парламент не смог проголосовать за отставку её правительства. Теперь остался последний вопрос: чей же бюджет будет принят и будет ли? Этим сейчас и занимаются депутаты ВР, правда при отсутствии представителей Партии Регионов, но как выражаются некоторые депутаты: чтобы помешать принятию любого законопроекта – нужно предложить альтернативный вариант. Так что спрогнозировать ход дальнейших событий вряд ли кто возьмётся.

Но если рассматривать политическую ситуацию в Украине глобально, то, по оценке политолога, директора центра социальных исследований “София" Андрея Ермолаева, в плане массового сознания 2008 год — это год разрушения и преодоления помаранчевого мифа. По его мнению, это год зрелой олигополии в Украине. Парламент недееспособен, уровень доверия к президенту и к дееспособности президентской команды крайне низок, Кабмин ограничен в своих полномочиях и не может их полноценно выполнять из-за дуализма исполнительной власти. Но страна живёт и люди продолжают зарабатывать деньги. Реально существует теневая система власти потому что власть — это инструмент получения символической и экономической прибыли, но не через легитимные институты власти, а путём системы олигополитического управления страной. Консенсус олигополитических альянсов, которые конкурируют между собой мы, собственно, и наблюдаем сейчас в парламенте. Проблема гораздо серьёзней, нежели просто недееспособность состава парламента. По большому счету, Украина столкнулась с угрозой дискредитации представительной демократии как таковой. Так называемые демократические силы сделали всё, чтобы убедить общество в неэффективности парламентаризма, и в необходимости единого сильного лидера.

Суть в том, что мы имеем зрелое скептическое отношение общества к возможностям представительной демократии, в частности украинского парламента, и готовность принять сильного единого лидера. Но это мгновенная реакция общества, искусственно созданная, и в дальнейшей перспективе украинское общество будет не способно принять авторитарную власть. И эта попытка предложить авторитарную модель, то ли через канцлерскую, то ли через президентскую систему власти и отсутствие институциональных условий для этого может стать причиной глобального политического кризиса в Украине — подчеркивают эксперты.

Фрагментарность общества, отсутствие строгой административной вертикали, которая является главным условием любой формы авторитарного правления, фактически нулевое состояние силовых структур — будут приводить к дискредитации такой власти. И на сегодняшний день, в состоянии олигополитического соуправления, победа одного кандидата автоматически приведёт к инициированию политического переворота. С одной стороны, это условие стабильного равновесия с претензией на корпоративную демократию, с другой — условие для постоянных кризисов: общество не успокоится, все кандидаты считают, что победить могут только они. Эта иллюзия и создаёт постоянные конфликты.

По мнению политологов, Украину ждёт как минимум 2 года жёсткой политической борьбы. Но самая большая проблема в том, что страна фактически потеряла шанс проведения структурной политической реформы на основе внутреннего реинвестирования. Очевидно, что любое правительство, которое прийдет к власти будет вынуждено делать структурную реформу за счёт внешнего инвестиционного ресурса.

Шанс для структурной реформы государственного аппарата, по всей видимости утерян, потому что власть оказалась “вкуснее” чем национальная консолидация. На примере проведения Евро 2012 — этот грандиозный коммерческий проект, который мог бы помочь капитализировать весь крупный бизнес Украины. Но нежелание договариваться и сотрудничать между собой национальных корпораций и власти — практически лишило Украину права на проведение этого мероприятия.

Каплей оптимизма в этой ситуации может послужить тот факт, что ещё есть немного времени, если не избежать, то хотя бы облегчить последствия политического, а в свою очередь и экономического кризиса и не допустить стагнации общественной жизни.

Читайте также по теме