Накануне дня памяти Блаженнейшего митрополита Владимира нескольким журналистам, в том числе и вашему покорному слуге, посчастливилось побывать на родине почившего Предстоятеля Украинской Православной Церкви. В селе Марковцы Хмельницкой области. Посчастливилось, потому что «экскурсоводом» у нас был архимандрит Виктор Коцаба. Племянник покойного Владимира и один из ближайших его соратников – продолжатель его идей.
Выехали рано утром. В дороге отец Виктор охотно делился с нами историями из жизни Блаженнейшего, рассказал о его духовном наследии. Не доезжая до Марковец останавливаемся в Преображенском женском монастыре в селе Головчинцы.
— Отец Виктор, куда мы приехали?
— К истокам. Здесь будущего владыку Владимира окрестили. Еще в младенчестве. Знаете, до самых последних дней Блаженнейший, приезжая домой, в Марковцы, не мог не заглянуть сюда. Этот монастырь во много живет его стараниями. Он чувствовал за него особую ответственность. Каждый раз ехал вроде и на отдых, а получалось – что работал, под час, напряженнее, чем в Киеве. Стоило разлететься вести о его прибытии и поток страждущих, жаждущих успокоения и пастырского слова не иссякал.
Митрополит Владимир был подобен колодцу чистой воды, из которого всем хотелось напиться. Для каждого человека он находил душевные и важные слова, нужные тому именно в тот момент и в тех обстоятельствах. Это или поддерживало в трудную минуту, или окрыляло для новых свершений, или даже определяло дальнейший жизненный путь.
По приезду Марковцы первым делом – идем на могилы родителей Митрополита. Отец Виктор служит заупокойную литию. После службы делится воспоминаниями.
— У Владыки была очень тесная духовная связь с мамой Феодосией Ивановной. Блаженнейший очень тяжело переживал ее кончину. Помимо Божьего слова, слова матери были для него вторым законом. Феодосия Ивановна была очень светлой и мудрой женщиной. Бывали моменты, когда люди обращались к ней за помощью, зная, что сын прислушается к ее словам.
Дальше идем в местную церковь. Храм Архистратига Михаила поражает красотой и качеством росписи. Радует чистотой и ухоженностью.
— Отец Виктор, скажите, ведь владыка приложил свою руку к этой красоте?
— Блаженнейший лично руководил реставрацией храма. Приезжал, как только мог. Контролировал весь процесс до мелочей. Каждый этап работ. Каждую деталь. Храм настолько пропитался его заботой, что даже сейчас в нем ощущается его присутствие, его теплое, молчаливое спокойствие.
— Он и в жизни был таким?
— Митрополит Владимир считал, что все должно происходить на фундаменте братской любви и общепринятых в православном мире правил. Исходил из того, что в этой сфере все должно идти по пути эволюции, а не революции. Ведь любой не отвечающий церковным канонам, навязанный извне или поспешный шаг может привести к непоправимым последствиям.
— Это Вы уже не о храме – верно?
— В каком-то смысле и о нем. Это – храм малый. Но и храм великий, непосредственно Украинскую Православную Церковь, Митрополит Владимир выстраивал с таким же тщанием и осторожностью, как и церковь в родном селе.
Он никогда не поддерживал насилие. Для него любовь к Богу, ближним и Родине значила во сто крат больше, чем возможность восстановить мирскую справедливость. Справедливость, которую по светским меркам нельзя было подвергнуть сомнению, и ради которой можно было обоснованно вступать в бой.
Благодаря усилиям митрополита Владимира Украинская Православная Церковь превратилась в мощную духовную опору. Это особенно остро ощущается сейчас. УПЦ всеми силами старается сохранить единство народа и государства. Наша Церковь не принимает участие в политической борьбе. Ее задача – примирить вчерашних родственников, соседей, друзей, которые сегодня смотрят друг на друга через прицел автомата. Позволить им вновь увидеть напротив себя не врага, а брата, с которым нужно не воевать, а совместно строить процветающую Украину. И это – главное наследие Блаженнейшего.
— А что Владимир думал о воссоединении украинского православия?
— Только братская любовь и общепринятые в мировом православии правила. Церковный раскол – это не просто отпадение определенной части верующих от какой-то канонической религиозной структуры. Если бы мы остановились только на этом определении, то существенно сузили бы рамки рассматриваемой проблемы. Раскол – это отпадение от Бога, от Его благодати. Той силы, без которой Церковь мертва, а ее служение, ее таинства с духовной точки зрения пусты и фиктивны.
Поэтому врачевание раскола нельзя сконцентрировать на простом объединении соответствующих конфессий. Это было бы организационным, а не духовным способом решения проблемы. Во главе угла должно стоять покаяние перед Богом и искреннее желание вновь соединиться со своими братьями по вере.
Слова отца Виктора заставляют всех задуматься. И надолго. Тем временем мы подходим к дому, где родился будущий Предстоятель Украинской Православной Церкви. Трогательный, незамысловатый сельский быт. Всюду – память о матери. Отец Виктор первым начинает беседу.
— Владыка любил выходить в сад и долго стоял у забора, всматриваясь в даль, глядя на реку и монастырь. У этого забора часто велись душевные беседы о жизни. По утрам в саду делал зарядку. Через всю жизнь он пронес сильную привязанность к родительскому дому, к родной земле, к невероятно красивой природе и людям. Когда Митрополит приезжал в Марковцы, в его родном доме собирались сельчане, друзья детства, одноклассники и их многочисленные потомки. В этих посиделках Блаженнейший черпал и силы, и вдохновение. А еще он очень любил народные песни.
Четыре участника хора Киевской духовной академии на берегу Южного Буга исполняют для нас и для Блаженнейшего его любимые песни. Когда звучит «Ромашка белая» у многих на глазах выступают слезы. День поминовения великого и кроткого человека закончен.