Тарас Корпан
07:00 21/11/2019

Встреча Зеленский-Путин: о чем они могут договориться

Президент Владимир Зеленский неоднократно заявлял, что встреча с Путиным в рамках «нормандского формата» нужна, чтобы «посмотреть друг другу в глаза». Эксперты отмечают, что президенты могли бы обсудить и Донбасс, и транзит газа, но личная встреча требует подготовки…

«Мы что тогда будем обсуждать вообще?»

9 декабря в Париже, кроме четырехсторонних переговоров «нормандского формата», может произойти двусторонняя встреча Президента Владимира Зеленского и президента РФ Владимира Путина.

Об этом сообщило влиятельное российское издание Коммерсант.

«Все будет зависеть от общего фона. За три недели многое может произойти», — цитирует издание слова источника в российских госструктурах.

Предпосылками личной встречи тот назвал, то, что Зеленский, дескать, не допускает жестких высказываний в адрес Москвы, пытается высказываться нейтрально. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал уклончиво: «Программа поездки только на стадии проработки».

Политический обозреватель Руслан Бизяев отмечает: «В целом эта встреча из логики обстоятельств, безусловно, читается». Но в эффективности личных переговоров он сомневается. Дескать, их еще нужно подготовить.

Отметим, что к саммиту «нормандского формата», как и ко всем другим саммитам готовится итоговый документ. Но Зеленский неоднократно заявлял, что встреча с Путиным в рамках «нормандского формата» нужна, чтобы «посмотреть друг другу в глаза». Так он говорил 7 августа, 31 августа, 30 октября…

Президент очерчивает широкий круг вопросов. Так, он намерен обсудить и конкретные сроки взаимного с Россией обмена удерживаемыми лицами в формате «всех на всех», начать дискуссию о проведении местных выборов на Донбассе (выборы предусмотрены Минскими соглашениями).

Также Глава государства намерен договариваться о возврате украинских территорий.

«Я бы хотел реальных результатов. Надо договариваться о возвращении наших территорий. Я хочу говорить о возвращении Донбасса с какими-то более или менее четкими сроками», — заявил он на брифинге. О личных переговорах с Путиным он не упоминал.

Тем не менее, глава Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил, что главными темами, которые будут обсуждать президенты станет возращение Донбасса и Крыма.

«Но мне, например, трудно определить, что является более приоритетным, а что – менее», — заявил спикер.

Отметим, что «нормандский формат» концентрируется на урегулировании конфликта на Донбассе, а не на Крыме.  А 31 декабря истекает срок закона «об особом статусе» Донбасса, необходимый для урегулирования по условиям Минских соглашений. Взамен собрались принять новый закон. Но он еще не готов.

Разумков заявляет, что до Нового года успеют. Хотя в Кремле уже выразили недоумение, каким образом Киев собирается согласовать закон, как это предусмотрено Минскими соглашениями.

Министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что на саммите «нормандской четверки» в Париже может обсуждаться закон об «особом статусе». И то, какие пункты могут войти в закон, а на какие украинская сторона не согласна (закон действовал уже пять лет).

Ранее он заявлял, что и сами Минские соглашения «не самоценность, а заменой Минским соглашениям может стать «операция по поддержанию мира» или другие варианты, которые он не озвучил.

«Мы что тогда будем обсуждать вообще?»- отреагировал  на это Путин.

В Еврокомиссии ожидают разговора о транзите

Политический обозреватель Руслан Бизяев считает, что вероятность полноценной двусторонней встречи Зеленского и Путина – крайне мала.

«Во время встречи в «нормандском форме» будет прописана «дорожная карта» и после этого в 2020 году в зависимости от развития ситуации можно будет говорить, когда эта встреча может состояться», — сказал он.

Тем не менее, в Еврокомиссии уже ожидают, что Зеленский и Путин лично поговорят о транзите газа. В рамках «нормандского формата» разговор на такие темы не предусмотрен, и следует полагать, речь идет о личной встрече.

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, напомнил, что до конца ноября должен пройти очередной раунд газовых переговоров. 

«Я верю, что президенты Украины и России в декабре хотя бы оценят результаты, чтобы мы могли завершить переговоры как можно скорее», — сказал он.

Напомним, что контракт на транзит российского газа территорию Украины, завершается в конце 2019 года, а новый еще не подписан. «Газпром» отправил «Нафтогазу» предложение о контракте сроком до 1 января 2020 года. Содержание не разглашалось, однако Путин уже заявлял, что Кремль рассчитывает на отказ «Нафтогаза» от судебных претензий к «Газпрому».

«Нафтогаз» же неоднократно заявлял о готовности к тому, что контракт не будет продлен. А Зеленский, в отличие от Путина, давно не комментирует эту тему. В последний раз он говорил о транзите газа в июле, после саммита Украина-ЕС, подчеркивая, что это вопрос энергетической безопасности.

В июне об беседовал на эту тему с Ангелой Меркель, но Германия участвует в строительстве газопровода «Северный поток-2» в обход Украины. Из-за него, российская сторона хочет продлить контракт газа лишь на год, а затем Украина будет терять доходы от транзита.

Для подготовки «нормандской встречи» в Киев прибыл министр иностранных дел Германии Хайко Маас. На совместной пресс-конференции с главой МИД Украины Вадимом Пристайко он заявил, что транзит российского газа через Украину стоит продолжать после 2019 года. Но украинская сторона не упоминает о теме транзита в контексте «нормандского» саммита 9 декабря.

«Может обернуться репутационным ударом»

Политолог Кирилл Молчанов сомневается в перспективах личных переговоров Зеленского и Путина на полях «нормандского» саммита (Украина, Россия, Франция и Германия). Он назвал две причины. Первая: вряд ли Путин захочет встречаться тет-а-тет с Зеленским. Вторая причина: для украинского Президента встреча может обернуться «репутационным ударом».

«Встреча Зеленского с лидером Белого дома Трампом закончилась для в негативном ключе, такая же ситуация может повториться и на встрече с Путиным», — считает политолог.

Напомним, что к моменту встречи Зеленского с президентом США Дональдом Трампом американская сторона обнародовала стенограмму телефонных переговоров, в которой все желающие смогли прочесть, как украинский Президент называет будущего генпрокурора «100% моим человеком», нелицеприятно отзывается о лидерах Франции и Германии.

Отметим, что Зеленский разговаривал с Путиным по телефону в июле, августе и сентябре. Каждый раз разговор, в частности, касался урегулирования на Донбассе, и выполнения Минских соглашений.

Первый разговор шел об освобождении пленных, второй был с просьбой повлиять, чтобы не было обстрелов, третий касался будущей встречи в «нормандском формате». Позже о первом разговоре Зеленский рассказал, что вопреки препятствиям со стороны МИДа, он решил познакомится с Путиным, и говорил с ним полчаса.

«Он говорил информацию, которой он обладает. Я говорил информацию, которую знаю я. И это разные информации о том, что происходит на Донбассе», — рассказывал Глава государства.

Второй раз, Зеленский позвонил Путину после гибели украинских военных, и снова состоялся обмен информацией.

«У нас долгая была беседа», — говорил глава государства.

Но раскрывать ее содержание он, дескать, не имеет права.

Впрочем, официально сообщалось, то в том разговоре Владимир Зеленский подчеркнул, что нет необходимости закреплять особый статус Донбасса в Конституции Украины. Именно это предусматривают Минские соглашения от 12 февраля 2015 года и зафиксированные в резолюции Совета безопасности ООН 17 февраля 2015.

В третий раз разговор состоялся при обмене удерживаемыми лицами, когда 35 пленников вернулись в Киев и 35 — в Москву. Пристайко утверждает, что было три разговора.

«Он говорил по телефону три раза. Я уверен, что он четко осознает, что можно и как можно достичь… Я был свидетелем этих разговоров», – заявил министр 29 октября журналистам в Мариуполе.

Таким образом, официально известно, кроме этих трех разговоров Зеленский и Путин не общались. Однако, будучи в должности руководителя Офиса Президента, Пристайко комментировал первый разговор Зеленского с Пуниным об освобождении пленных.

СМИ тогда цитировали слова Пристайко: «Я не могу сказать, сколько раз это происходило, два или три раза, но Президент не стесняется говорить с российской стороной для того, чтобы быстрее решить этот вопрос».

Читайте также по теме