Встреча президентов Украины и России нужна в рамках подготовки к саммиту «нормандского» формата в Берлине» — полагают эксперты. Конституционная реформа не задалась, «формула Штайнмайера» не имплементирована, прекращения огня нет, разведение войск не согласовано.
«Запросы поступали, в том числе и от президента Зеленского»
Президент Владимир Зеленский 23 января направился в Израиль на мероприятия по случаю 75-летия освобождения узников концлагеря Освенцим. Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сообщил о предстоящей встрече Зеленского с президентом РФ Владимиром Путиным. «В Израиле завтра состоится встреча президентов России и Украины. А где ж еще им встречаться», – написал Венедиктов в своем Telegram-канале.
Сообщение получило резонанс в Украине. Офис Президента выступил с разъяснениями, что встреча с Путиным не запланирована. Намечены только переговоры с руководством Израиля и встреча с представителями израильских деловых кругов.
«Встреча с президентом России, который также примет участие в форуме памяти Холокоста, пока не запланирована. Если общение на полях форума состоится, президент Украины планирует обсуждать только вопросы дальнейшего освобождения удерживаемых лиц», — цитирует пресс-службу ОП агентство «Интерфакс-Украина».
А в Кремле сообщили, что Киев все же запросил встречу Зеленского с Путиным. Помощник президента РФ Юрий Ушаков отметил, что график очень насыщенный, а встречи с другими главами государств если и будут, то короткими, Путин, по его словам, «пожмет руку основным участникам» мероприятия.
«Просто времени нет физически, хотя запросы поступали, в том числе и от президента Зеленского. Но, как я уже сказал, время крайне ограничено, все сжато, мы просто надеемся на отдельный короткий контакт, так называемый контакт на ногах», — заявил помощник Путина.
Напомним, что переговоры Зеленского с президентом РФ прошли 9 декабря на полях саммита «нормандского формата» в Париже. Там обсуждались обмен пленными и условия продолжения транзита российского газа по территории Украины.
29 декабря состоялся обмен удерживаемыми лицами между Украиной и самопровозглашенными республиками на Донбассе. А 30 декабря «Нафтогаз» и российский «Газпром» подписали соглашение по транспортировке газа на 2020-2024 годы.
Следующая встреча «нормандского формата» (Украина, РФ, Франция и Германия), вероятно, пройдет в Берлине в марте. К тому времени Киев обязался инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство, которая призвана обеспечить местные выборы на Донбассе под контролем ОБСЕ.
«Украинская сторона сейчас верна договоренностям»
«Формула Штайнмайера» по словам Зеленского будет имплементирована в закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Однако 12 декабря Верховная Рада продлила на год действие закона «об особом статусе» Донбасса без каких-либо изменений.
Как известно, в Минских соглашениях по урегулированию конфликта на Донбассе указано, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины «должно начаться в первый день после местных выборов в ОРДЛО и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».
О конституционной реформе там сказано, что она заключается в новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов).
13 декабря Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду как неотложный проект изменений Конституции относительно децентрализации. В нем отменялось деление территории страны на районы, вводилось понятие «округ» и внедрялась должность префектов вместо глав местных госадминистраций.
Документ трактовался как шаг к выполнению Минских соглашений.
«В Минских договорённостях сказано, что Украина соглашается на конституционную реформу, в основе которой лежит децентрализация. Украинская сторона сейчас верна договоренностям», — говорил министр иностранных дел Вадим Пристайко.
Для рассмотрения законопроекта анонсировалось специальное заседание Рады, которое должны были провести 24 января. Но документ раскритиковали посольства европейских стран, Канады, а также миссия ЕС. Дескать, изменения по децентрализации должны укрепить права общин, а проект не соответствует этому требованию. В конце концов, 16 января Президент отозвал проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины».
«Очевидны большие проблемы с выполнением»
Политолог Владимир Фесенко считает, что встреча Зеленского с Путиным понадобилась, поскольку возникли проблемы с воплощением в жизнь решений, принятых в рамках парижского саммита.
«Очевидны большие проблемы с выполнением парижских договоренностей, достигнутых на саммите лидеров «нормандской четверки. Нужно разобраться, как дальше выполнять парижские соглашения, как дальше двигаться. Ведь уже пора возобновить переговоры и по другим вопросам, касающимся выполнения Минских соглашений, а не только делать то, о чем договаривались в Париже. Пора готовиться к саммиту в «нормандском» формате в Берлине», — заявил он в СМИ.
ВВС отмечает, что до последнего времени Офис Президента Владимира Зеленского не подтверждал его участия в иерусалимском форуме. Лишь из опубликованного в воскресенье интервью украинского лидера газете Times of Israel стало понятно: он-таки едет в Израиль.
Следует отметить, что в том интервью Зеленский заявил, что ему удалось наладить диалог с Владимиром Путиным.
«С президентом Российской Федерации на сегодняшний день у нас начался диалог», — сказал он.
Дескать, главам двух стран удалось «создать формат для диалога, который привел к чувствительным решениям».
Зеленский перечислил, что после встречи на «нормандском» саммите: «Мы вернули наших пленных, наши корабли. После трех лет перерыва в переговорах в «нормандском формате» нам удалось договориться. После этого произошел второй обмен заключенными — самый большой».
Однако Путин на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель в Москве 11 января заявил: «Мы очень надеемся, что украинская сторона начнет реализовывать и договоренности по политическому урегулированию». Он указал, что закон об «особом статусе» Донбасса должен стать бессрочным, как предусмотрено в Минских соглашениях. «Необходимо закрепить особый статус Донбасса в украинской Конституции, что тоже отражено в Минских соглашениях», — сказал он.
Эксперты отмечают, что пункты, на которых настаивает Россия, должны быть проведены через голосование в Верховной Раде. Для того чтобы закрепить в Конституции, нужно конституционное большинство в парламенте. Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля считает, что за особый статус для Донбасса можно попытаться проголосовать, но без избирателей ОРДЛО и избирателей Крыма это сделать невозможно.
«Нужно популярно объяснять и внутри страны, и международным партнерам, что это тупик, что те требования, которые прописаны в соглашениях относительно особого статуса, нереализуемы», — заявил он в СМИ.