Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что полностью недоволен минским форматом, однако Украина продолжит работать в его рамках, чтобы сохранить диалог. Почему этот диалог в «нормандском формате» происходит так редко, способна ли четверка в нынешнем формате принести мир на Донбасс или же ее нужно переформатировать и почему, если встречи не дают нужных результатов, надо не ждать их, а встречаться снова, – разбирался ГолосUA.
«Тишина и выстрелы»
По словам Зеленского, вопрос нормандского формата решается технически в минском процессе в формате Трехсторонней контактной группы (ТКГ).
«Я лично недоволен тем форматом «Минска» и последовательностью и формулировкой некоторых пунктов, которые были подписаны. Я лично полностью недоволен именно составом этого формата. Это единственный формат, в котором мы сегодня работаем, чтобы был диалог, который, я уверен, приведет к возвращению территориальной целостности», — отметил Зеленский.
Глава государства также пояснил, что это единственный формат, который предусматривает влияние на изменение Конституции Украины извне.
В свою очередь Ермак отмечает, что Украина заинтересована в скорейшем проведении следующего саммита «нормандского формата».
«Война продолжается на украинской территории, поэтому Украина больше заинтересована в скорейшем проведении следующей встречи в «нормандской формате» на высшем уровне. Наши партнеры — Германия и Франция — поддерживают нас в этом», — заявил Ермак.
Он добавил, что благодаря договоренностям, достигнутым на уровне ТКГ и подтвержденным на встрече советников лидеров «нормандского формата», на фронте на Востоке Украины более 70 дней сохраняется «режим тишины» и даже сократилось количество неприцельных выстрелов.
Ермак напомнил, что сейчас продолжается переговорный процесс в «нормандском» и «минском форматах». По его словам, с момента предыдущего — декабрьского — саммита лидеров «нормандской четверки» в Париже состоялось согласование четырех новых точек разведения сил и средств на линии разграничения, практически согласовано 20 участков для разминирования.
Время идет, вопрос не решается
Анализируя общую политику «нормандской четверки» можно констатировать, что у сторон принято заявлять, что следующая встреча лидеров стран формата состоится по результатам предыдущей встречи. Складывается впечатление, что сам по себе факт встречи является некой мотивацией для всех сторон. Если это было бы так, то встречи проходили гораздо чаще.
Когда говорят о жертвах войны, принято употреблять термин «потери». Уместнее было бы говорить прямо – это смерти. И каждая смерть должна становиться реальным поводом для того, чтобы именно оперативно решать ситуацию. А не ждать, когда будут достигнуты некие глобальные результаты от предыдущей встречи в «нормандском формате».
Возьмем, к примеру, позиции Франции и Германии. Что конкретно эти страны приобретут или потеряют от прекращения войны на Донбассе, или, иными словами, чем они рискуют. В каком-то смысле своей торговлей, но все же остается важный пункт – результаты встречи в «нормандском формате» публичны. То есть властям этих стран приходится заявлять о своей позиции публично. А это тоже ответственность. И брать ее на себя в очередной раз, к сожалению, не является достаточной мотивацией, чтобы в ближайшие сроки назначать очередную встречу.
Ермак интересно сформулировал: «На востоке Украины более 70 дней сохраняется «режим тишины» и даже сократилось количество неприцельных выстрелов». Так выстрелы или тишина, возникает вопрос. Пока что есть баталии вокруг вопроса о том, что вначале – выборы или контроль над границей. Но пока здесь стороны ищут компромисс, риски на Донбассе остаются в силе.
По этим причинам ключевой вопрос – почему лидеры стран «нормандской четверки» встречаются так редко. Пока война на Донбассе не прекращена, они буквально должны были бы «не вылазить» из переговорного процесса. А они ждут каких-то результатов от предыдущих встреч. Ведь если их нет, значит, предыдущая встреча была не столь продуктивной, какой могла бы быть.
Ответственность за переговоры и решения должна быть реальной. Если «четверка» никак не способна уже за столько лет навести порядок на Донбассе, то возможно, ее уже пора переформатировать. Причем публично – бывшие участники должны честно сказать, что с задачей они не справляются, а потенциальные новые участники должны либо публично взять на себя ответственность и дать гарантии (что, между прочим, реально), либо также публично объяснить, почему они отказываются от участия.
Переформатирование «четверки»
«Нормандский саммит является некой надстройкой над минским переговорным процессом. Она должна гарантировать и выполнять роль гаранта выполнения минских соглашений. Но пока мы видим, что страны нормандской четверки (Германия, Франция и РФ) не справляются со своей ролью. Они не могут ни оговорить компромиссную модель, ни гарантировать ее выполнения», -заявил политолог Руслан Бортник.
Пока ситуация продвигается в сторону замораживания конфликта, подчеркнул политолог.
«Со временем на повестке дня возникнет вопрос о переформатировании самой нормандской четверки, то есть совета аудиторов переговорного процесса. Если через 1-2 года не будет никаких политических достижений, мы будет говорить, что участников надо «разбавлять» за счет США, Китая, Британии и так далее. Чем дольше тянется тупиковая ситуация с политической частью минских соглашений, тем выше вероятность переформатирования самого нормандского формата», — отметил он.
Нельзя сказать, что минский формат не дал вообще никаких результатов по Донбассу, считает политолог Валентин Гайдай.
«Тем не менее, надо концептуально переосмыслить переговорный формат. Не отрицаю, что, по мнению многих экспертов, привлечение наших партнеров по Будапештскому меморандуму способствовало бы большому эффекту на этих переговорах», — заявил политолог
Некоторые также считают, что надо пригласить Китай, говорит В. Гайдай.
«Но, на мой взгляд, есть взаимоисключающие факторы, поскольку эта страна партнер с РФ и можно было бы педалировать некие инициативы, которые бы поддерживал Китай, и это бы имело влияние на РФ. Но присутствие Китая отвергнут западные страны, даже если гипотетически в этот формат захотят войти США и Британия. Тем не менее, на практике англосаксы присоединиться не захотят, поскольку им выгодно, чтобы данная ситуация продолжалась. Чтобы Россия и Европа изматывали себя санкциями, а Украину просто использовать как плацдарм», — отметил он.
Поиск компромиссов
«В вопросе проведения выборов на Донбассе ключевым аспектом является то, что подразумевается под украинским планом урегулирования ситуации. Поскольку на данный момент есть только Минские соглашения. Где со стороны Киева была инициатива модернизировать некоторые пункты, в частности, связанные с контролем над границей и датой проведения выборов? Но мы видим, что другие стороны на данный момент на это не согласны», — заявил политолог Алексей Якубин.
Кроме того, в прошлом году на нормандском саммите в Париже Украина сама подписала коммюнике, согласно которому мы согласились полностью выполнять минские соглашения в том формате, в котором они прописаны сейчас, подчеркнул эксперт.
«И даже более того – там прописано, что Украина готова имплементировать свое законодательство под формулу Штайнмайера. Она как раз и предполагает вначале проведение выборов, а потом все остальное. По этой причине не совсем понятно, о чем говорит Ермак, когда упоминает некий украинский план. Единственным «украинским планом» являются минские соглашения. Пока нет со стороны сторон никакой готовности пересматривать этот алгоритм. В данном случае Ермак, скорее всего, пытается заявить, что Украина пытается сделать какие-то свои предложения. Но кроме выборов и границы, не считаю, что там есть что-то еще. Но стороны, скорее всего, скажут, что Украина должна выполнять минские соглашения, тем более что Зеленский это подтверждал в Париже. Сейчас есть еще другая проблема – из-за того, что был принят пункт ВР, который говорит о том, что сначала должен быть контроль над границей, а затем выборы (что прямо противоречит Минску и формуле Штайнмайера). Но сейчас Рада ушла на карантин, и я не вижу пока предпосылок, что Рада поменяет это постановление о местных выборах. Но представители нормандского формата наверняка считают, что если ВР не может поменять этот четвертый пункт, то вряд ли она способна идти на боле глобальные перемены. По этой причине процесс встал на паузу», — отметил он.