Начала действовать часть положений закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Президент Зеленский перестал его критиковать. Но, по экспертному мнению, закон может отменить Конституционный суд и без политической воли Главы государства.
«А что тут за проблема?»
Во вторник, 16 июля, вступил в силу закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Это произошло после того, как два месяца назад документ был опубликован в газете «Голос Украины».
Законом предусматривается применение государственного языка в сфере культуры, телевидения и радиовещания, печатных СМИ, в сфере обслуживания потребителей и других отраслях.
В тот же день в Совете Безопасности ООН российская делегация инициировала обсуждение украинского закона о языке. Представители РФ заявляют, что этот закон якобы прямо нарушает дух и букву комплекса мер по реализации минских соглашений. Как известно, 17 февраля 2015 года резолюцию в поддержку этих соглашений принял Совет Безопасности ООН.
Минские соглашения, заключенные между Украиной, РФ, Францией и Германией, в частности, предусматривают право на языковое самоопределение отдельных районов Донбасса. Это заложено в Закон об особом порядке местного самоуправления, принятый в 2014 году. Ст. 4 этого закона ссылается на так называемый закон Кивалова-Колесниченко, который предусматривал региональные языки: «Государство гарантирует в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной языковой политики» право языкового самоопределения…». В феврале 2018 года закон Кивалова-Колесниченко был аннулирован решением КСУ (из-за нарушения процедуры принятия в 2012г.).
В октябре 2018 г. действие закона об особом порядке самоуправления продлили, но изменений в ст 4 внесено не было. Таким образом, там имеется ссылка на несуществующий закон Кивалова-Колесниченко. Это входит в противоречие с законом «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», принятого в апреле нынешнего года.
Он не предусматривает региональных языков. Напротив, все граждане теперь будут обязаны использовать украинский язык во всех сферах общественной жизни. Петр Порошенко, который на тот момент был Президентом, при подписании документа напомнил, что Киев не собирался учитывать мнение Москвы по языковым вопросам в Украине.
Политолог Андрей Золотарев в ту пору отмечал, что Москва тут ни при чем. «Рада приняла карательный дискриминационный закон, который не будет выполняться. Но он станет мощным маркером разделения страны на два лагеря. Это продолжение стратегии, которую исповедовала команда Президента Порошенко. То есть деление страны на правильных и неправильных украинцев», — отмечал политолог.
Золотарев напомнил, что Петр Порошенко, использовавший тему поддержки украинского языка в своей предвыборной стратегии, проиграл президентские выборы. Тем не менее, он подписал языковой закон до вступления в должность нового Президента Владимира Зеленского. Ведь предстоят парламентские выборы, на которых эта тема вновь звучит.
Например, когда глава Офиса Президента Андрей Богдан заявил, что в случае возвращения Луганска и Донецка, можно было бы разрешить официально использовать русский язык в качестве регионального, представитель Президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук отмежевался от инициативы, назвав ее «личной позицией Андрея Богдана».
Президент Владимир Зеленский так же назвал инициативу «Андрюхиной идеей». «Идея Андрюхина, да и люди об этом говорят – дать возможность разговаривать на русском языке в Донецке, если они хотят. А что тут за проблема?», — сказал Глава государства. Он уточнил: «Если будет у дончан какая-то специальная просьба, что для них важно, чтобы они там документы могли, например, заполнить на русском языке, я не вижу в этом никакой проблемы», – сказал Зеленский.
«Я Президент, я с вами говорю, как хочу»
Президент Владимир Зеленский до своей инаугурации заявлял, что языковой закон не прошел должного обсуждения с общественностью и будет проведет тщательный анализ документа на предмет соблюдения конституционных прав граждан.
Теперь Глава государства заявляет, что проблем с употреблением русского языка в Украине нет. Дескать, человек может говорить так, как хочет. Глава государства привел в пример себя: «Я Президент, я с вами говорю, как хочу».
Однако, с 16 июля украинский язык является обязательным для чиновников, высшего руководства страны, депутатов и просто работников бюджетной сферы. На украинском должны говорить Президент, Премьер-министр, глава Парламента, члены Правительства, министры, народные депутаты, депутаты местных уровней, судьи и адвокаты, преподаватели вузов и школ, медработники.
Языком проведения культурных, развлекательных и зрелищных мероприятий является государственный язык. Фильмы в Украине можно будет снимать только на украинском.
Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, физические лица — предприниматели, другие субъекты хозяйствования, обслуживающие потребителей, будут осуществлять обслуживание и предоставлять информацию о товарах (услугах), в том числе через Интернет-магазины и Интернет-каталоги, на государственном языке. Это должно произойти через 18 месяцев после вступления языкового закона.
В июле 2021 года вступят силу требования к уровню владения языком для получения гражданства Украины. Требования и порядок проведения экзамена будет установлен Нацкомиссией по стандартам госязыка. Высокопоставленные чиновники и кандидаты на должности будут подтверждать уровень владения языком с помощью госсертификата и выписки из Госреестра.
Через 30 месяцев после вступления в силу языкового закона печатные СМИ обязаны выходить на украинском языке (через 60 месяцев для местных СМИ). Печать на других языках допускается при одновременном выпуске тиража на украинском языке в один день.
Средства массовой информации, органы власти и предприятия, органы местного самоуправления будут обязаны иметь для своих сайтов и страниц в социальных сетях украинскую версию и сделать ее стартовой (загружающейся по умолчанию) с 16 июля 2022 года.
Через 5 лет, в 2024 году, предусмотрено увеличение квот на ТВ: на общенациональных телеканалах 90 % контента на государственном языке (вместо 75 %), на местных – 80 % (вместо 60%).
Однако жизнеспособность самого закона вызывает сомнения. Политолог Руслан Бортник отмечает, что принятый Радой закон заведомо противоречит Конституции, и может быть оспорен в Конституционном суде.
По мнению эксперта, закон нарушает ст. 10 Конституции, гарантирующую свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств. Кроме того, Статья 11 Конституции гарантирует содействие языковой самобытности национальных меньшинств. Статья 22 не допускает сужения существующих прав и свобод. Статья 24 подчеркивает, что не может быть привилегий или ограничений по языковым или иным признакам. Статья 53 гласит, что гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке.
Политолог Кирилл Молчанов считает, что у команды Президента Зеленского после парламентских выборов есть возможность данный закон отредактировать. Но и без воли Главы государства, это может сделать Конституционный суд по представлению народных депутатов. «Если команда Зеленского не будет его править, то языковой закон может отменить Конституционный суд», — говорит Молчанов.