Будем откровенны: в этом вступительном сезоне абитуриентам пришлось непросто. Так, в Министерстве образования и науки Украины придумали новые правила поступления в вузы. В ведомстве заявили, что изменения нужны и они приведут к улучшению качества образования. Чиновники обещали, что места госзаказа «будут ходить за абитуриентом», а вузы в ходе кампании подтвердят свой авторитет или лишится его. В итоге выпускники все же столкнулись с трудностями. Насколько сработали новые правила, изучал ГолосUA.
«Если ты хорошо сдал ВНО и правильно расставил приоритеты, то вообще бояться нечего. Сам принцип приоритетности интуитивно понятен. У меня проблем с подачей заявлений не возникло. Я подавал 14 заявлений из 15 возможных, старался по максимуму воспользоваться выбором и перестраховаться», — говорит Александр, который поступил в Киевский политехнический институт.
Он признается, что первую тройку в списке его приоритетов занимали специальности, представленные КПИ, а остальные 11 заявлений были лишь страховкой.
«Я прошел на второй приоритет, потому что на первом было слишком мало бюджетных мест. Был большой конкурс среди абитуриентов с высокими баллами по ВНО. Но я не сильно расстроился, меня вполне устроил и такой расклад», — делится будущий студент.
В то же время у его друзей были другие ситуации, говорит он.
«Мой бывший одноклассник не очень усердно учился, но с горем пополам сдал ВНО. Он сдавал 4 предмета, включая украинский язык и литературу. Документы подал только на одну специальность. Излишней уверенности ему придали целевое направление на учебу и обещания в приемной комиссии, что он без вопросов пройдет на бюджет. Но таким "обещаниям" не стоит доверять, ведь сейчас все решает Единая государственная электронная база. Несмотря на то, что благодаря целевому направлению он прилично поднялся в рейтинге (был где-то 30-ый из 70 бюджетных мест), он не учел существования квоты на "целевиков". Это же тоже не по-человечески , если на 70 бюджетных мест претендует 90 "целевиков" с правом на внеочередное поступление. В итоге он не прошел на бюджет. Пришлось идти на контрактное обучение, а если бы подал много заявлений, все могло бы быть лучше», — говорит Александр.
С иной ситуацией столкнулся другой знакомый нашего героя. Он в спешке неправильно расставил приоритеты вузов и специальностей.
«Возможно, такие ошибки допускают из-за того, что система еще новая и люди не успели со всем познакомиться…», — предполагает Александр.
Хотя в целом, отмечает он, верит в будущее предложенной системы.
«Действительно, каждый получит то, что заслуживает исходя из результатов ВНО. Хотя здесь тоже не обойтись без везения и невезения», — считает наш герой.
Впрочем, были случаи, когда абитуриенты, поступившие на бюджет, предпочитали учиться на контактной основе и, таким образом, уступали свое место другим.
О подобных случаях Александр слышал много, но среди его окружения не было ни единого. «Был свидетелем, когда люди из приемной комиссии пытались связаться с абитуриентом, который прошел на бюджет и еще не подал документы. После стало известно, что он собирает помидоры на даче. Оказывается и такое бывает — из-за помидоров можно потерять бюджетное место в одном из самых престижных ВУЗов страны», — делится наш герой.
Впрочем, говорит Александр, не все так гладко. По его мнению, продление сроков вступительной кампании во время самой кампании и перенос дат объявления результатов и начала/окончания приема оригиналов документов – совсем неправильно.
«Раз уже все спланированы даты, так не стоит их нарушить», — утверждает наш герой.
К минусам он отнес и опубликование МОН распределения мест государственного финансирования с опозданием на 10 дней.
«Буквально за 10 дней до окончания приема заявлений добавили еще 3000 бюджетных мест и распределили их по вузам страны. Это, конечно, хорошо, но все должно быть своевременно, ведь некоторые абитуриенты боялись подавать документы на определенную специальность, где было мало бюджетных мест. Потом места добавили, а заявления уже поданы на другие… Без ошибок МОН не обошлось», — подчеркивает Александр.
В Министерстве образования и науки признают, что трудности в ходе вступительной кампании были, но в целом результатами довольны.
Заместитель министра образования и науки Инна Совсун заявила, что система приоритетности сработала и оправдала ожидания. Даже были случаи, утверждает она, когда приходилось забирать места госзаказа у одних университетов и отдавать другим.
«Случаев касательно обжалования результатов списков, рекомендованных к зачислению, сейчас нет. В этом году создана такая система, которая делает невозможным субъективный фактор в формировании списков», — заявила И.Совсун.
В то же время вопрос госзаказа в МОН намерены обсуждать серьезно. «Поштучное распределение мест государственного заказа создает только больше бюрократической волокиты. Поэтому нужно искать более европейские стандарты по управлению того, каким образом мы будем финансировать университет», — пояснила И.Совсун.
В свою очередь Общественная сеть "ОПОРА" обнаружили недостатки в механизме автоматизированного предоставления рекомендаций к зачислению на места государственного заказа. В "ОПОРЕ" обращают внимание на неточности в Эдиной государственной электронной базе и ошибки приемных комиссий.
Также к минусам отнесли недостаточное урегулирование процедуры зачисления на контракт и добор студентов на места государственного значения.
Кроме того, в ОПОРЕ заявляют о наличии обращений абитуриентов, потерявших возможность быть зачисленным на вакантные места государственного заказа из-за нарушений, допущенных приемными комиссиями.
О количестве подобных жалоб и результата рассмотрения на момент подготовки материала информации, к сожалению, не было.
Вице-президент Всеукраинской тьюторской ассоциации, директор по стратегическому развитию киевской школы «Афины» Алексей Греков считает госзаказ ненужным.
«Какой может быть госзаказ, если государство не намерено трудоустраивать людей, которые заканчивают эти вузы. Это старая идеология. Не говорю, что учащимся ребятам не нужна стипендия. Но должна быть некая стоимость обучения, нужно найти того, кто хорошо себя показывает в знаниях и оплатить ему это обучение», — считает он.
Главное, отмечает он, адресность финансов на обучение. «Сейчас человек попадает на бюджетное место, оплачиваемое государством, а учится он или нет , никто не интересуется.», — заявил А.Греков.
Вместо госзаказа, считает он, стоило бы открыть персональный счет, куда бы поступали деньги на образование того или иного ученика.
«Это может быть не только студент, но и школьник. Если они побеждают в конкурсах, будет увеличиваться и сумма на их счетах. Так появляется позиция и стимул учиться. Дальше – выбор высшего учебного заведения, которому ученик «отдаст» свои деньги. Это позиция целевого адресного размещения средств. Она по-другому заставляет смотреть на учебу»,- считает эксперт.
Во многих вузах Украины обучение уже платное и стоит немалых денег. По словам А.Грекова, за средства, потраченные в украинских вузах, можно получить качественное образование в европейских странах. Цены обучения в этих учреждениях, говорит он, могут быть даже на порядок ниже, чем в Украине.
В то же время ценообразование стоимости обучения в украинских вузах эксперт поясняет грабительской политикой государства в отношении высших учебных заведений.
«Мы посчитали, что порядка 60% денег, которые приходят нам от родителей (так как мы частная школа) мы отдаем в виде разных налогов . Такого нет ни в одной стране. Понимаю, что частные вузы точно так же отдают эти деньги. Сегодня нет системы стимулирования образования так, которая бы позволила бы снизить ценовую планку», — заявил он.
Несмотря на то, что Украина борется за повышение статуса образования, многие выпускники все же стараются поступить в вузы других стран.
«У нас из 11 выпускников только двое поступили в украинские вузы. Другие же поступили в Польшу, Англию, Канаду. Они все сдавали ВНО, но больше для себя», — сообщил А.Греков.
Причина в том, отмечает эксперт, что высшее образование, полученное в Украине, не рассматривают как конкурентное на мировом рынке.
«По ряду параметров качество образования в Украине уже настолько отстало… Качество не в смысле оценки, а качественности – наличии материальной базы, программ обучения, умении общаться… », — заявил эксперт.