Вместо местных выборов и децентрализации, по экспертному мнению, может быть введено военное положение. Оно позволит власти сохранить лицо при низких рейтингах и противоречиях в парламентской коалиции. Откроет путь к закрытию СМИ и партий без суда, запрету акций протестов. Власть получит право конфисковать имущество, вводить комендантский час и трудовую повинность.
«Явный демарш»
Кабинет министров утвердил типовой план введения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях. Соответствующее постановление №544 подписал премьер-министр Арсений Яценюк. Он был принят 22 июля, а обнародован 4 августа.
В тот же день Президент Петр Порошенко в срочном порядке созвал Военный кабинет. «Президент неожиданно созвал военный кабинет, а я не люблю опаздывать», — сообщил премьер-министр Яценюк на заседании коллегии Министерства инфраструктуры.
Директор Института Политического анализа и международных исследований Сергей Толстов отмечает демонстративный характер событий. «Документы такого рода носят закрытый характер, их обнародование необязательно. А в сочетании со срочным заседанием Военного кабинета это- явный демарш»- сказал он в комментарии Голос UA . Эксперт напомнил, что 5 августа запланирована встреча госсекретаря США Джона Керри с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, на которой пойдет речь о ситуации в Украине.
Запрет на выборы и изменения Конституции
Сергей Толстов отмечает, что Военное положение может быть введено как на всей территории страны, так и в отдельных регионах. «Полномочия военных властей, предусмотренные режимом проведения Антитеррористической операции и так достаточно широки» — отметил он.
Эксперт отмечает, что в отличие от АТО, военное положение предусматривает существенное ограничение политических и гражданских свобод. Так, закон «О правовом режиме военного положения», предусматривает запрет на изменение Конституции, проведение всеукраинского и местных референдумов, забастовок, президентских и парламентских выборов, выборов органов местного самоуправления (ст. 19).
«Рейтинг политсилы Президента падает, как и рейтинг партии премьера Яценюка. А введение военного положения, например, в Мариуполе перечеркнет выборы по всей стране», — сказал Сергей Толстов.
Рейтинги и коалиция
По данным Киевского международного института социологии, обнародованным в июле, отрицательное отношение к Президенту выразило 55,4% украинцев, а к премьеру — 66,8%.
Так, «Скорее негативно» оценивают деятельность Петра Порошенко в должности Президента 33,3% опрошенных, «очень негативно» — 22,1%, «скорее позитивно» — 24,7%, «очень позитивно» — 2,3%». Деятельность Арсения Яценюка в должности премьер-министра «скорее негативно» оценивают 29,5% опрошенных, «очень негативно» — 37,3%, «скорее позитивно» — 15,5%, «очень позитивно» — 1,3%».
«Военное положение позволит не проводить выборы и не вносить изменений в Конституцию, которые вызвали конфликт в правящей коалиции», — сказал Сергей Толстов, напомнив, что при голосовании против направления законопроекта в Конституционный суд выступили фракции Радикальной партии и «Самопомочи».
Что вместо децентрализации?
Заключение Конституционного суда о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации власти поступил в Верховную Раду. Теперь до конца августа законопроект нужно принять в первом чтении (требуется 226 голосов), чтобы в сентябре принять изменения Конституции окончательно (нужно 300 голосов).
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник прогнозирует провал конституционной реформы. «Все депутаты всех фракций, которые имеют сильные региональные связи, в той или иной степени против этого законопроекта. И дело не только в «Самопомощи» или Радикальной партии Ляшко, все имеющие региональную привязку, будут против этого законопроекта. Учитывая уровень недоверия между украинскими элитами, депутаты будут его саботировать», — заявил он в СМИ.
Отметим, что при военном положении полномочия чия Верховной Рады не могут быть прекращены. Она должна работать в сессионном режиме. Нельзя отстранить и Главу государства. Полномочия Президента не могут быть ограничены (Ст. 11).
«Тоталитарное государство»
Военное положение предусматривает введение трудовой повинности, принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий, запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий. Вводится ограничение не передачу информации через компьютерные сети: могут — отключить соцсети и вообще Интернет. Возможен запрет СМИ, политических партий и общественных организаций. А забастовки и демонстрации закон запрещает автоматически.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта отмечает: «Введение военного положения — это коллапс для любого государства».
Противоречивым, по его мнению, выглядит пункт, о принудительном отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности. «Нельзя исключать, что в связи с введением военного положения могут реализовываться какие-то схемы в виде сведения счетов с бизнес –структурами», — отметил он. Эксперт не исключил возникновение подполья, при запрете на проведение мирных собраний, митингов, шествий, демонстраций.
«Мы сегодня уже превратились в тоталитарное государство, так как нынешняя власть переплюнула все предыдущие режимы по ограничению свобод. А пытаться с помощью запрета на митинги подавлять недовольство… мы знаем опыт других, стран, когда в таких условиях возникало подпольное движение, которое может быть более активно, чем простые митинги» — сказал он в комментарии Голос UA