Суд ООН обязал украинскую власть выполнить Минские соглашения, а значит, начать децентрализацию вопреки продолжающемуся укреплению президентской власти. Есть мнение, что досрочные выборы возможны весной будущего года. Дескать, до 2019-го Порошенко не продержится.
Голландская оплеуха
Международный суд ООН в Гааге вынес промежуточное решение по иску Украины против России.Он отказался удовлетворить требования Украины относительно временных мер против России по иску за «спонсирование терроризма», который выдвинула украинская сторона. Суд счел необходимым напомнить, что стороны должны полностью выполнять все положения достигнутых в Минске договоренностей.
Руководитель аналитического центра «»Третий сектор» Андрей Золотарев назвал такое решение «оплеухой». По его мнению, проигрыш Украины в этом вопросе произошел из-за «непрофессиональной, некомпетентной подготовки к судебному процессу». Он напомнил, что Минские соглашения — юридически обязывающий международный документ (согласно ст. 25 Устава ООН).
Дело в том, что 17 февраля 2015 года Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию по Украине. В ней члены Совета Безопасности поддержали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых в Минске 12 февраля 2015 года с участием Президента Украины Петра Порошенко, глав РФ, Франции и Германии.
Минские соглашения предполагают политические меры: амнистию участникам конфликта, выборы и особый порядок местного самоуправления на Донбассе, изменение Конституции Украины в части децентрализации.
Эксперт Андрей Головачев прогнозирует, что если международное сообщество сможет заставить украинскую власть пойти на выполнение Минских соглашений, «то предоставление автономии Донбассу автоматически запустит процесс децентрализации».
Децентрализация была предвыборным обещанием Петра Порошенко. «Однако, начал Президент внедрение децентрализации с прямо противоположных шагов — с укрепления своей личной власти. И так увлекся, и так преуспел в этом, что про децентрализацию больше и не вспоминал», — отмечает эксперт.
Он уверен, что и один президент, какие бы предварительные обещания не давал, никогда не согласиться добровольно отказаться от своих полномочий. Но, злые языки в коридорах власти судачат, что Петру Порошенко недолго осталось президентствовать. Дескать, об очередных выборах президента в 2019 году не может быть и речи, самый благоприятный для Порошенко вариант – досрочные выборы весной 2018 года.
Ведь к 2019 году Украине нужно заплатить 12 млрд. долларов внешних долгов — возможен дефолт или дальнейшее ужесточение антисоциальной политики. Это усилит социальную напряженность до такой степени, что сохранить власть может и не получиться. А введение диктатуры под неким патриотическим предлогом – сомнительно. Суд ООН в Гааге таких предлогов не дал.
«Иногда некоторые иски не стоит подавать»
19 апреля 2017 года председатель Международного суда ООН Ронни Абрахам констатировал необходимость выполнения Минских соглашений. «Стороны должны сделать все необходимое для выполнения этого пакета документов, чтобы урегулировать конфликт в восточных регионах Украины мирным путем», — подчеркнул он.
Чего же добивалась украинская сторона? 16 января 2016 г Украина обратилась в Международный суд ООН с жалобой на нарушение Россией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Ведь эти конвенции признают и Украина и Россия, а Международный Суд ООН обладает юрисдикцией по рассмотрению правовых споров между государствами (ст. ст. 34 и 36 Статута Международного Суда). Под спором понимается «разногласие по фактическому или правовому вопросу, конфликт правовых позиций или интересов между сторонами».
В частности, Украина просила Международный суд ООН обязать РФ вывезти из Донецкой и Луганской областей оружие, обеспечить украинский контроль над границей, возбудить уголовные дела против ряда российских чиновников, которых украинская сторона подозревает в «финансировании терроризма».
Ноименно украинская сторона должна была доказать оправданность своих претензий. А она этого не сделала. И суд без голосования признал, что претензии Украины к России безосновательны и, соответственно, условия для введения временных мер отсутствуют.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает: «Иногда некоторые иски не стоит подавать — урон от проигрыша на порядок больше, нежели просто неподача исков». А Андрей Золотарев допускает, что украинская власть стремилась «просто очередной раз засветиться где-то на мировой арене, и не имеет значения, в какой тональности». Дескать, в таком случае, задуманное получилось.
Ведь суд ООН согласился только на защиту национальных меньшинств в Крыму. Суд высказался за сохранение крымскими татарами права на создание собственных институтов и требование к России возобновить деятельность Меджлиса.
Примечательно, что В конце марта 2014 года, сразу после присоединения Крыма к Российской Федерации, Меджлис был официально объявлен Верховной Радой высшим представительным органом крымскотатарского народа, хотя в Минюсте Украины, как общественно-политическая организация он не зарегистрирован. А в Российской Федерации Меджлис отнесен к числу экстремистских организаций и запрещен.
Организация добивается национальной автономии в Крыму. И Петр Порошенко в прошлом году заявлял, что «в ближайшее время» инициирует внесение изменений в Конституцию, в которых будет прописано право крымских татар на национальную автономию на полуострове.
А 7 апреля 2017 года в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №6315. Среди авторов — лидеры Меджлиса — нардепы Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. Они предлагают признание национально-территориальной автономии крымско-татарского народа в границах всей территории Крымского полуострова. Примечательно, что крымские татары составляют 12,6 % населения Крыма (232 тыс. из 2.2 млн).
По решению суда Меджлис сможет продолжить работу в Крыму. Но при этом, суд ООН не поддержал заявления украинской стороны об агрессии РФ, об оккупации, и вообще о статусе Крыма, как не относящиеся к сути разбирательства.