Чем ближе выборы, тем сильнее разброд и шатание в парламентских фракциях. И не только в оппозиционном БЮТе, где подковерная борьба за власть приводит к исключению коллег, обвиненных в формировании собственного политического имиджа. Опростоволосилась и пропрезидентская фракция Партии регионов, которая должна быть очень мощно сцементирована страхом перед кнутом без пряника. Она не только не смогла собраться духом и голосами, дабы поддержать своего же кандидата на пост омбудсмена, но и устами лидера фракции г-на Ефремова выдала журналистам два абсолютно противоположных мнения по этому поводу…
Опытные парламентские наблюдатели давно отметили: чем ответственнее вопрос, тем больше контроля за голосованием. И, наоборот, если фракционным лидерам кажется, что проблем не будет, они могут ослабить вожжи. И в результате… Телега едет не туда.
Так произошло и с голосованием за кандидатуру Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Как известно, на эту должность претендовали двое – харьковский правозащитник, председатель правления Украинского Хельсинского союза, Евгений Захаров от оппозиции (БЮТ и «НУ-НС» вместе) и Уполномоченная Кабинета Министров по делам ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) Валерия Лутковская от Партии регионов.
Думаю, будет лишним говорить, что если ее кандидатура была выдвинута властью, которая у нас якобы едина, то априори должна была получить поддержку и фракции ПР. Однако в ходе тайного голосования ни одна из кандидатур не набрала необходимых 226 голосов. За Евгения Захарова проголосовали 134 народных депутата; Валерию Лутковскую поддержали только 212 народных депутатов.
Мягко говоря, казусный результат, учитывая, что нынешняя численность фракции Партии регионов составляет 192 «штыка». Плюс еще 29 внефракционных, из которых хотя бы треть могла поддержать Лутковскую. Плюс «литвиновцы», списочной численностью 20 человек, также высказавшие намерения отдать свои бесценные голоса за мадам из Кабмина. Итого, как не крути, должно было выйти больше необходимых 226 голосов. Правда, при одном условии: если бы регионалы дисциплинированно отправились к урнам, поддерживать своими бюллетенями свой выбор и выбор Президента. Но, судя по тому, что мы имеем, подобного не произошло. Почему?
Объяснений, по какой причине фракция Партии регионов в полном составе не проголосовала за кандидата от Партии регионов, можно дать несколько. Первое и самое очевидное: разболтались. Булки, так сказать, расслабили.
Этот вывод можно сделать, анализируя бравурное интервью лидера фракции Александра Ефремова накануне голосования. В том, что Валерия Лутковская будет избрана омбудсменом, он не сомневался ни секунды. «Лутковскую изберут обмудсменом сегодня, — заявлял Ефремов. – Голосов будет достаточно… Депутатов нашей фракции проголосует 176 человек…».
Стоп, почему 176?! Что так много больных и немощных в рядах регионалов? Куда делись еще 16 персон? Как известно, на ответственные голосования отдельных депутатов свозили даже бизнес-джетами. Или нынешнее голосование не было таким уж важным в плане получения позитивного результата?
И тут мы переходим к другой версии, которая логически возникает на «пепелище» первой, о случайной недисциплинированности регионалов. А кто вообще сказал, что парламентарии от власти ХОТЕЛИ голосовать за Лутковскую? То, что ее кандидатуру негласно утвердили в Администрации Президента, вовсе не означает автоматического энтузиазма со стороны нардепов.
Тем более, что в самой Партии регионов так же неспокойно, как и в БЮТ. И все это осложняется тем, что партия-то находится у власти и отдельные ее представители занимают высокие государственные посты. Информированные источники уже не раз констатировали: количество замечаний, а то и откровенных колкостей со стороны Президента в адрес руководства Кабмина с каждым днем растет. Странное назначение бывшего вице-премьера Андрея Клюева на СНБО слишком напоминает почетную ссылку. А истерики в судебном заседании «грозы клубных девочек» Ландика-младшего (на счет того, что Ефремов приказал его убить) свидетельствуют о крайне непростых взаимоотношениях внутри парламентского коллектива.
На этом фоне фиаско с голосованием по кандидатуре Лутковской вполне может быть результатам внутрифракционных интриг и ослабевшей политической потенции г-на Ефремова. Или, напротив, интриг с его участием.
Примечательно, что после обнародования результатов голосования председатель фракции Партии регионов вдруг резко изменил свою позицию. Он уже не говорил о том, что Лутковскую непременно должны были избрать омбудсменом. Александр Ефремов сообщил журналистам в кулуарах парламента (и корреспондент «ГолосUA» тому свидетель), что не исключает внесения новой кандидатуры.
«Получилось так, что кандидат, которого выдвигала наша фракция, набрал 212 голосов и это в очередной раз подтверждает, что в Партии регионов каждый голосует за ту кандидатуру, которую считает необходимой, — сказал он. – Сейчас фракция ПР планирует проанализировать ситуацию и голосование, а также пообщаться с другими коллегами по парламенту; и если мы почувствуем, что нужно вносить новую кандидатуру, она будет внесена». Как забавно, не правда ли? У Президента одно мнение. У пропрезидентской фракции в парламенте – другое. И это перед выборами!
«То, что Партия регионов не смогла обеспечить 226 голосов за предложенную ими же кандидатуру, доказывает: выборы стали главным приоритетом в работе депутатов, — считает председатель депутатской группы «Реформы ради будущего» Игорь Рыбаков. – Ради симпатий избирателей торгуются даже за кандидатуру омбудсмена».
По его мнению, результаты голосования четко показывают, что парламент уже разделен по избирательным лагерям, причем, нередко – вне зависимости от официальной партийной принадлежности.
С другой стороны, если при таких, казалось бы, средних по остроте вопросах возникают подобные двусмысленные ситуации, что уже говорить о выборах, когда от Партии регионов на мажоритарные округа двинется большое количество озабоченных собственными проблемами «денежных мешков». Смогут ли проконтролировать их функционеры из офиса на Липской, если г-н Ефремов не смог «построить» даже депутатов в Верховной Раде? Вопрос, поверьте, не риторический…