Димитрий Бабич
06:00 26/10/2017

Выборы в Чехии, как приговор Украине и ЕС: Прага изменит свой политический вектор в сторону Москвы?

На состоявшихся накануне 21-22 октября нынешнего года выборах в нижнюю палату чешского парламента убедительную победу одержало местное центристское движение ANO, выступающее за ослабление влияния Запада и снятие международных санкций с Российской Федерации. Комментируя триумф своих соратников, лидер партии – миллиардер Андрей Бабиш уже заявил, что его главная цель на посту нового премьер-министра ЧР заключается в восстановлении связей Праги с Кремлем и аннуляции целого ряда невыгодных Чехии договоров. Одним из таких «невыгодных» договоров является соглашение о реверсных поставках газа в Украину. И это только начало.

Западные аналитики почему-то в один голос сравнивают Бабиша с нынешним президентом США Дональдом Трампом. Дескать, и тот, и другой обладают поистине сказочным состоянием, критикуют курс Европейского Союза и позволяют себе высказывания геополитического масштаба, иногда превращающиеся в высказывания масштаба геополитической глупости. Но эти сравнения не всегда и не совсем корректны. В отличие от Трампа, Бабиш прекрасно разбирается не только в экономике, но и социальной психологии. Будучи убежденным коммунистом, он зарекомендовал себя, как отличный управленец на главных предприятиях Чехословакии: не в последнюю очередь, благодаря именно ему заводы и фабрики в целом ряде регионов страны стали процветающими структурами в рамках традиционных для ЧССР госзаказов. После «бархатной революции» 1989-го Бабиш основал сельскохозяйственную корпорацию Agrofert, (фирму ставили в пример сотням американских хозяйств), а в 2011-м – партию ANO(«Акция недовольных граждан»). «Недовольные» активно выступили за снятие в Чехии депутатского иммунитета, добились снижения тарифов на электроэнергию и газ, а также способствовали в создании дополнительных рабочих мест для пенсионеров и инвалидов. Все это способствовало тому, что популярность ANOв целом и его лидера в частности росла в геометрической прогрессии. «Еще одним отличием Бабиша от Трампа является позиция первого по отношению к Российской Федерации, — сказал в комментарии ГолосUAамериканский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Будущий премьер Чехии не скрывает своего желания возобновить частично утраченные связи Праги с Москвой».

Совершенно верно. Выступая на пресс-конференции после оглашения предварительных результатов голосования, Бабиш заявил, что планирует посетить РФ и договориться с российским президентом о режиме максимального экономического и политического благоприятствования между двумя государствами. «Вероятно, речь в данном случае идет о поставках Чехии российского газа на льготных условиях, — сказал в комментарии ГолосUAевропейский эксперт Янис Пападонис. – Прага же оставляет за собой право пересмотреть «газовые соглашения» с Украиной».

Но дело даже не в этом. Предполагается, что новый чешский премьер полностью поддержит мнение президента Чехии Милоша Земана, заявившего с трибуны Европейского Союза о необходимости признания Крыма территорией России, а Донецкую и Луганскую области – частью широкой автономии под контролем международных наблюдателей. «Фактически, это является своеобразным приговором Украине, которая так рассчитывала на помощь Праги в своей самой широкой интеграции в структуры ЕС, — подчеркивает европейский эксперт в сфере международного права Кнут Берг. – Киеву нет никакого смысла рассчитывать на то, что команда Бабиша будет в какой-либо степени поддерживать такое стремление».

Более того, ситуацию уже усугубил действующий чешский премьер Богуслав Саботка, не исключивший, что новые власти страны в той или иной степени нивелируют попытки Объединенной Европы добиться от Праги войти в зону евро, принять нелегальных мигрантов и, наконец, создать новые рабочие места для нерезидентов стран ЕС. Ему вторил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который выразил свое разочарование результатами пресловутых выборов в Чешской Республике.

По слухам, победу ANO действительно приветствовал американский президент Трамп, ранее неоднократно настаивавший на ослаблении влияния Евросоюза на международной арене. О «московском векторе победителей» он предпочел не распространяться.   

Читайте также по теме