Накануне спецслужбы США, Великобритании, Германии, Италии и Франции были приведены в состояние повышенной готовности. Под усиленную охрану взяты стратегические объекты и места массового скопления людей, укреплены дамбы и топливные хранилища, а целый ряд парков в крупнейших европейских городах отныне патрулируются усиленными нарядами полиции, национальной гвардии и даже армейскими подразделениями.
Причиной таких чрезвычайных мер стало фактическое объявление войны Америке и Европе со стороны террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Как заявил в своем традиционном радиовыступлении лидер экстремистов Абу Аля аль-Афри, отныне ни один житель Соединенных Штатов или ЕС не будет чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме. «Мы зальем их города и деревни кровью, а на их костях построим «вечный халифат», — отметил он. – Мы переходим к активной фазе боевых действий на территории врага. Тотальный джихад начался». По мнению экспертов, мир уже в ближайшее время содрогнется от волны терактов, предотвратить которые будет крайне сложно, если не невозможно. Скептики утверждают, что победителей в этой войне может и не оказаться.
Следует сразу отметить, что заявление аль-Афри само по себе произвело эффект разорвавшейся бомбы. Даже, несмотря на то, что нечто подобного от руководителя ИГ давно ждали. Как-то очень убедительно «главный международный террорист» доказал, что в тех же Лондоне Париже сегодня активно действуют ячейки «Исламского государства», способные по первому приказу привести в действие взрывные устройства, а позднее, воспользовавшись паникой – захватить как можно больше заложников и начать показательные казни. «По сути, в Европе может быть реализован так называемый «ливийский сценарий», когда фанатики одновременно атакуют несколько регионов и, прикрываясь «живым щитом» из местного населения, заставляют военных и полицейских сложить оружие, — сказал в комментарии ГолосUA бельгийский аналитик Клаус Хофф. – Говорить о каких-либо правилах ведения боевых действий в контексте ИГ не приходится».
Первой на объявление исламистами войны отреагировала Великобритания. Британский премьер Дэвид Кэмерон на экстренном заседании правительства напомнил, что в королевстве на данный момент проживают до 15 миллионов выходцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока, и десятки тысяч из них разделяют идеи радикального ислама. «Они представляют реальную угрозу, недооценивать которую цивилизованное сообщество не имеет права», — отметил Кэмерон. О том, что упомянутое сообщество уже недооценило эту угрозу (только благодаря оперативным действиям правоохранителей в столице, а также Бирмингеме, Бристоле, Глазго и других городах за текущий месяц были обезврежены более 40 кустарных бомб), глава кабмина дипломатично умолчал.
Затем свою обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил Берлин. Впервые в своей новейшей истории Бундестаг в течение всего двух часов принял закон, позволяющий спецслужбам вести слежку за отдельно взятыми людьми и группой лиц, прослушивать частные телефонные разговоры и даже без соответствующих санкций взламывать электронную почту. Бундесвер получил право широкого использования авиации для нанесения ракетных ударов по расположениям ИГ в Ираке, Сирии и Ливии, а в случае необходимости – направить на турецко-сирийскую границу танковые бригады и тяжелую артиллерию.
Франция и Италия пока ограничились увеличением количества уличных патрулей за счет жандармов, карабинеров и добровольцев из так называемого «гражданского резерва».
США пошли по другому пути. По каналам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций они предложили созвать внеочередное заседание Лиги Арабских Государств (ЛАГ). Согласно идее Вашингтона, на этом заседании необходимо принять резолюцию, по которой все члены структуры переходят на военное положение и начинают масштабную антитеррористическую операцию – до полного уничтожения «Исламского государства». «Наступило время непосредственного использования военной мощи государств ЛАГ для борьбы с международным терроризмом», — подчеркнул Госсекретарь США Джон Керри. Обозреватели в этой связи с горькой иронией предположили, что, таким образом, американский
Госдеп признался в неэффективности бомбардировок коалицией баз ИГ в Йемене и Северном Ираке. «С другой стороны, далеко не все страны Лиги сейчас готовы вступить в борьбу с «Исламским государством», — сообщил в комментарии ГолосUA дипломат ЛАГ Аднан аль-Моср (Египет). – У ряда государств есть внутренние проблемы, без решения которых воевать против террористов попросту бессмысленно. Нет никаких гарантий, что, например, Алжир или Ливан направят все свои силы на противостояние с ИГ».
Как бы там ни было, а Запад, если так можно выразиться, принял вызов исламистов. Вопросы, насколько долго будет длиться новое противостояние и будут ли в нем победители, пока остаются риторическими.