Высшее образование в Украине – путь в неизвестность

Главная проблема высшего образования в Украине, что в 90% случаев оно не гарантирует выпускнику вуза соответствующей работы по специальности.  Украинское высшее образование не соответствует реалиям сегодняшнего дня, оно не отвечает, запросам рынка труда, потребностям экономики, а главное не отвечает интересам самих студентов. Просидев пять лет в вузовских аудиториях, большинство из них никогда не найдет работу по специальности. До 85% выпускников вузов в Украине  работают не по специальности, приобретенной в университете.

Наша страна является  в некотором смысле уникальной. По данным Всемирного экономического форума Украина занимает 10–12-ю позицию в мире по степени охвата высшим образованием. Его  получают 79% людей в возрасте от 20 до 26 лет.

Госслужба статистики сообщает, что в 2016–2017 учебном году в Украине было 1,586 млн студентов. На дневную форму поступили 465 283 абитуриента, из них 237 625 – на бюджетную и 227 654 – на контракт.

Если же смотреть на качественные показатели, то по инженерному образованию Украина в пятом десятке, а по бизнес-образованию – в конце первой сотни. В Украине начитывается 288 университетов, но ни один не поднялся выше 400-й строчки в глобальном рейтинге учебных заведений мира QS World University Rankings. По результатам 2016-2017 годов 401-е место занял Харьковский национальный университет им. Каразина, Киевский национальный университет им. Шевченко занял лишь 411-е место.

В расчете на количество населения Украина имеет в среднем 6,35 университета на 1 млн человек. Такое количество университетов выглядит чрезмерным по сравнению с европейскими странами. Например, в Великобритании всего 160 университетов, 48 из которых входят в мировой рейтинг топ-400. В отношении к численности населения в Британии 2,48 университета на 1 млн человек. Швеция и Германия имеют соответственно 4,95 и 5,28 университета на 1 млн населения. 

В Минобразования не соглашаются с низким качеством украинского высшего образования. В пример приводят, как минимум, многочисленные победы наших студентов на международных олимпиадах. Относительно сомнительное подтверждение уровня и качества.

Складывается впечатление, что система высшего образования существует в первую очередь сама по себе. С одной стороны вузы «качают» деньги с государства, выполняя госзаказ и сохраняя огромное количество устаревших специальностей. С другой стороны, деньги в вузы текут от студентов и их родителей, желающих получить не просто высшее образование, а образование по престижной сегодня специальности. О качестве образования  и будущем своих выпускников думают далеко не все.

Как государственные, так и частные вузы выпускают излишнее количество с одной стороны «модных», а с другой стороны явно устаревших специальностей. Учебная база вузов также значительно устарела и отстает от потребностей современного образовательного процесса. Это приводит к тому, что и «модные» и устаревшие специальности готовятся на не соответствующей учебной базе. Современных элементов и технологий  в учебном процессе еще недостаточно, а устаревшие, уже отжили свое, не применимы на практике и годятся только для музеев.

Серьезной проблемой для высшего образования  и украинского государства в целом становится отток украинских студентов на учебу в заграничные вузы. Все большее количество молодых украинцев местом учебы выбирают вузы Польши, Германии, США и даже Китая. Ведь цены на обучение во многих ведущих зарубежных вузах вполне сопоставимы с ценами в на обучение в Украине. Само по себе образование за рубежом может считаться позитивным. Но беда в том что, получив современное образование, украинские  выпускники не возвращаются  на Родину применять знания для ее блага, а остаются работать  и жить в Европе.

Плюс ко всему «своеобразное вымывание мозгов» из Украины происходит также и за счет выпускников украинских вузов. Более 30% украинцев, окончив вуз, чувствуют, что имеют более высокий уровень образования, чем требуется для работы, которую им предлагают. Это приводит к тому, что многие выпускники и молодые специалисты вынуждены выезжать строить карьеру за границу.  И это независимо о того насколько они талантливы. Талантливых с радостью принимают зарубежные лаборатории, научные центры и крупные компании. А те, кто попроще, «пересічні» также без проблем устраиваются на менее квалифицированные рабочие места – официантами, продавцами, строителями и т. п. Причем получают в разы больше, чем их бывшие одногруппники, работающие в Украине, пусть даже и по специальности.

Сейчас в Украине, люди с высшим образованием могут годами искать работу по специальности так и не найдя ее. По многим специальностям украинских выпускников вакансий нет, и никогда не появятся. Для некоторых специальностей появляется лишь несколько вакансий в год на тысячи выпускников. Из-за этого многие молодые люди с высшим образованием вынуждены работать менеджерами по продажам, парикмахерами или операторами кол-центров, продавцами или даже грузчиками.  Если же им  «повезет» найти работу по специальности, то из-за завышенного рыночного предложения специалистов  они будут получать низкие зарплаты.

Мода на «корочки»  о высшем образовании приводят к перекосу рынка труда, в более широком масштабе, негативно влияющем на экономику в целом. В Украине наблюдается серьезная проблема с рабочими специальностями. Дефицит квалифицированных рабочих специалистов приводит к тому, что выпускник ПТУ быстрее найдет высокооплачиваемую и стабильную работу, чем выпускник столичного вуза. Зарплата же выпускника техникума с опытом работы  в несколько лет может в разы превышать зарплату специалиста с вузовским дипломом.

Один из ведущих сайтов поиска работы Work.ua провел исследование рынка труда и зарплат. Они сравнивали зарплаты в первом полугодии 2017-го категориях «Банки и финансы» и «Строительство и архитектура». Выяснилось, что в строительстве предлагали заработную плату в среднем на 52% выше, чем в финансах. И это при том, что «финансы» – одна из наиболее высокооплачиваемых сфер рынка труда.

Проблемы профтехобразования привели к тому, что в Украине возник  дефицит кадров рабочих специальностей. Работодатели  жалуются, что им трудно найти квалифицированного работника. По их словам за квалифицированными мастерами — строителями, электриками, сантехниками и т. д. — выстраиваются очереди. Оплата их труда, особенно в крупных городах, может легко превышать оплату труда преподавателей университетов.

В ближайшее время проблемы профтехобразования могут существенно усугубиться, особенно в столице. В СМИ появилась информация, что  Киеве уже в следующем году могут закрыть 29 учебных заведений I—II категории, то есть колледжи, техникумы и некоторые училища. По проекту госбюджета на 2018 год городу не предусмотрена необходимая дотация на их финансирование. Оно ложится на плечи местных бюджетов, что не всегда по силам местным властям. Сумма необходимой дотации — 271 миллион гривен. Эти деньги предназначаются на зарплаты работникам, и если средств не будет, учебные заведения могут закрыть.

Поверхностное отношение власти к образованию в Украине и не всегда правильная расстановка приоритетов, способны лишь усугубить многочисленные проблемы отрасли. Вопросы языка преподавания, безусловно, важны, но если преподавание не качественное, то вопрос на каком языке оно дается вторичен. В первую очередь нужно учитывать глобальные изменения в мировой экономике, от  которой напрямую зависит  экономика украинская.  В Украине наблюдается существенный разрыв между требованиями работодателей и уровнем образования.  

Образование, в данном случае высшее, не может существовать само по себе. Оно должно учитывать прогнозы экономического развития государства и его места в мире. Нам следует либо строить более инновационную экономику с более широким использованием высококвалифицированных специалистов, либо мы так и останемся аграрно-сырьевой страной. В любом случае необходимо приводить систему высшего образования в соответствие с потребностями экономики и современного рынка труда, иначе об экономическом росте и развитии государства говорить сложно.

Читайте также по теме