Выживают по всякому, но выживут не все…

Согласно данным Института экономических исследований и политических консультаций, только 20% коммерческих компаний Украины придерживаются продуктивной стратегии действий в условиях глобального кризиса. Остальные же предпочитают либо увольнять сотрудников, либо повышать цены на выпускаемую продукцию, либо вовсе ничего не делать. По мнению экспертов, это означает, что на сегодня только 20% отечественных бизнесменов имеют перспективы в будущем.

Как сообщает исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций Оксана Кузякив, ссылаясь на результаты ежеквартального опроса руководителей 300 промышленных предприятий Украины, на сегодня украинские бизнесмены придерживаются четырех стратегий действий в условиях глобального кризиса, лишь одна из которых может быть отнесена к числу продуктивных. Так, по ее словам, только 20% опрошенных уже к концу четвертого квартала прошлого года приняли решение радикально пересмотреть бизнес-план, отложить или уменьшить объем инвестиций, изменить ассортимент продукции или принять энергосберегающие меры. Как уточняет г-жа Кузякив, пересмотр бизнес-плана на 2009 год состоялся у 28,8% респондентов, внедрение энергосберегающих технологий планируют 15% и замену устаревшего оборудования – 9,9%.

Что же касается большинства руководителей предприятий, то они, согласно данным исследования, придерживаются реактивной стратегии. То есть – не используют никаких действенных способов противостояния кризису, которые позволили бы им рассчитывать на его преодоление, и ограничиваются мерами, обеспечивающими ситуативное выживание. В частности, 20% респондентов Института приняли решение о сокращении объемов производства и увольнении сотрудников. 31% опрошенных руководителей предприятий уже уменьшили объемы выпускаемой продукции, а 25%, вероятно, предпримут подобный шаг. В свою очередь 15% уже приняли решение об увольнении работников и 26,3% считают такую меру вероятной, если ситуация ухудшится. Еще 12,3% приняли решение об изменении режима работы сотрудников, и 20,5% вероятно примут такое решение. Наряду с этим 25% респондентов намерены удержаться на плаву за счет повышения цен на выпускаемую продукцию. При этом 23,9% из них уже следуют данной стратегии, а 34,9% – готовы к ним присоединиться.

Как констатируют специалисты Института, подобная статистика свидетельствует о том, что половина экономики страны работает не в направлении выхода из кризиса, а, наоборот, на его усугубление, поскольку сокращение объемов производства и без того влечет за собой рост цен, а рост безработицы, естественно, ведет к снижению покупательской способности граждан, что, в конечном счете, дает новый виток сокращения производства и так далее. Иначе говоря, подчеркивают специалисты Института, на сегодня украинская экономика остается заложницей, в первую очередь, бесперспективных стратегий, выбираемых самим бизнесом, что лишь усиливает так называемые циклические процессы, а попросту – усугубляет эффект порочного круга. И в этом плане даже пассивная стратегия, суть которой заключается в том, чтобы вообще ничего не предпринимать и которой склонны придерживаться 25% руководителей предприятий, выглядит более привлекательно.

На фоне данной дифференциации стратегий украинский бизнес оказался охвачен рядом общих тенденций, одной из главных среди которых стал переход на краткосрочное планирование. Подобным образом, как отмечают отраслевые специалисты, работают, прежде всего, представители тех сегментов экономики, на которые в наибольшей степени оказал влияние кризис – металлургии, химпрома, машиностроения, строительной отрасли и так далее. Как считает, например, генеральный директор строительной компании «Фирма «ТММ» Николай Толмачев, краткосрочное планирование – один из главных способов сохранения эффективности предприятия в условиях экономической нестабильности. Напомним, что «ТММ» является девелоперско-строительной компанией, работающей на рынке Украины с 1994 года и объединяющей на сегодня 35 проектов, портфель которой на 30 июня 2008 года оценивался почти в 1,5 млрд долларов.

По словам г-на Толмачева, главным фактором, который ограничивает возможности долгосрочного планирования, является нестабильность финансовой ситуации в стране, отчасти связанная с высокой степенью зависимости украинской экономики от международных финансов, то есть – с высоким уровнем ее долларизации. Еще одним немаловажным фактором, по мнению эксперта, является крайняя несбалансированность и, как следствие, очень низкая устойчивость в отношении всякого рода изменений отечественной экономики.

В силу того, что оба эти фактора крайне усугубляют протекание кризиса в Украине, большинство отечественных компаний вынуждены постоянно корректировать собственные планы. Так, как отмечает г-н Толмачев, если раньше «ТММ» составляла годовой операционный и финансовый план и каждый месяц его корректировала, то сегодня корректировка плана на месяц осуществляется еженедельно. При этом, подчеркивает эксперт, речь идет, в первую очередь, о финансовом планировании и постоянной оптимизации бизнес-процессов компании с учетом изменяющейся бизнес-среды.

Следует отметить, что на сегодня, согласно данным экспертов, украинский бизнес активно использует два способа оптимизации собственной финансовой деятельности. Первый из них – постепенный переход лучших крупных и средних компаний на обслуживание в банки с иностранным капиталом. Как известно, к концу января нынешнего года доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале украинских банков достигла 34,7% по сравнению с 36,7% по итогам декабря прошлого года. При этом общее количество действующих в стране банков с иностранным капиталом к концу января составляло 53.

Однако, как отмечает глава правления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук, учитывая общую тенденцию украинского бизнеса к переводу средств в подобного рода финансово-кредитные учреждения вследствие их большей надежности, в ближайшем будущем доля рынка иностранных банков в Украине существенно возрастет. Из этого следует, что степень зависимости отечественной экономики от внешних факторов, в том числе – от курса иностранной валюты и стабильности мировой финансовой системы, будет только увеличиваться. А это, в конечном счете, означает, что данный способ выживания в условиях кризиса, опять-таки работает только на его усугубление.

Впрочем, еще более худшим способом оптимизации финансовой деятельности украинских компаний является массовый вывод капиталов в оффшорные зоны, зафиксированный как независимыми экспертами, так и чиновниками государственного аппарата. Как отмечает директор одной из юридических компаний Киева, сегодня стать владельцем оффшорной компании можно всего за час. Речь идет о так называемых «полочных» компаниях, которые уже зарегистрированы и готовы к переоформлению. При этом если их стоимость в 2000 году достигала 10 тыс. долларов, то сегодня цены упали в 7 раз примерно – до 1,5 тыс. долларов. Факт того, что перевод средств в оффшоры в среде украинского бизнеса достиг колоссальных масштабов подтверждают данные и Государственной налоговой администрации, согласно которым по сравнению с 2007 годом к концу 2008 года объем операций по приобретению «полочных» компаний превзошел исторический максимум и составил около 12 млрд грн.

И, наконец, еще одним распространенным способом противодействия кризису среди украинских бизнес-групп стала продажа так называемых непрофильных активов или тех компаний, которые не связаны с основным видом деятельности группы. Как отмечает президент и исполнительный директор Baker Tilly International Джефф Барнз, вызванное кризисом резкое снижение стоимости активов и отсутствие кредитных ресурсов привело к тому, что многие украинские компании стали искать возможности продать непрофильные активы. В первую очередь, по оценкам эксперта, это относится к агропромышленному и потребительскому секторам украинской экономики, а также – к сфере масс-медиа и гостиничного хозяйства.

Из этого следует, резюмирует г-н Барнз, что в ближайшее время Украину ожидает массовый приток иностранных инвесторов. Конечно, отмечает эксперт, стоимость сделок по приобретению такого рода активов существенно уменьшится по сравнению с прошлыми годами, но активность на рынке приобретений несомненно чрезвычайно усилится. А это значит, что именно те компании, которые избрали либо реактивную (45%), либо пассивную (25%) стратегии деятельности в условиях кризиса, а их, в общей сложности – 70%, как раз и перейдут, в первую очередь, под контроль иностранного капитала, использующего, несомненно, более эффективные стратегии и обладающего более высокой корпоративной культурой. А это значит, что в конечном счете, поскольку не более 20% украинских компаний сумеет пережить кризис, не меняя своего владельца, после его завершения на статус национальной экономики сможет претендовать только ее пятая часть.

 

Читайте также по теме