Олег Пономарёв
06:00 31/10/2013

Взрывы в домах: преступления без наказания

В последнее время сообщения о взрыве бытового газа в том или ином городе походят на «фронтовые сводки». Гибнут не только владельцы квартир, но и ни в чем не повинные соседи. Большинство чиновников за взятки выдают «липовые» справки на перепланировки, закрывают глаза на нарушения и ни копейки не вкладывают в замену или модернизацию сетей. Проходит время, заканчиваются следствия, трагедии забываются, а виновным в лучшем случае выносят выговор или лишают премии. Как показывает практика, реального тюремного срока за гибель людей не получил еще не один коммунальщик! А покуда присутствует фактор безнаказанности, чувство долга и ответственности вряд ли у кого-то проснется…

МАТЬ ПОГИБЛА ОТ ВЗРЫВА В ГОСТЯХ У ДОЧЕРИ 

Одним из последних случаев, холодящих кровь, стал взрыв газа в доме №30  по просп. Металлургов, что в Кривом Роге. ЧП произошло 15 октября в 04:20 утра, когда ни о чем не подозревающие люди крепко спали. По данным местного информационного ресурса 0564.ua, взрывная волна частично повредила соседние квартиры, а в находящемся рядом 9-этажном доме вылетели стекла. На месте трагедии спасатели обнаружили труп женщины, вот только выяснить, была ли она хозяйкой взорвавшейся квартиры или гостьей, установить поначалу не удалось.

Как выяснили позже корреспонденты “ГолосUA», над взорвавшейся квартирой жила молодая семья с двумя детьми.

«Вероника – моя одноклассница. В тот злополучный день в гости к ней приехала мама. Она и погибла. Когда вспыхнул пожар, Ника начала с третьего этажа выбрасывать закутанных в одеяла детей, а затем сама выпрыгнула из окна. С детьми все обошлось, а вот она в тяжелом состоянии оказалась в реанимации», — рассказала подробности случившегося Оксана Соколовская.

Немногим ранее, 2 сентября 2013 года в Харькове на Северной Салтовке в жилом 9-этажном доме по ул. Метростроителей также прогремел взрыв и начался пожар. По словам очевидцев, на месте происшествия работали пожарные, аварийная газовая служба и врачи скорой помощи.

«Люди, которые позвонили сообщить о трагедии, говорили, что слышали хлопок и взрыв. Предположительно, огонь возник на пятом этаже, затем распространился на шестой этаж», — заявили в облуправлении Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.

По данным харьковского горсовета, в квартире на пятом этаже произошел взрыв бытового газа. Слава Богу, жертв удалось избежать.

ЛЮДИ САМИ ОБОГРЕВАЮТ ЛЕДЯНЫЕ КВАРТИРЫ 

До сих пор не установлено, что стало причиной трагедии в Кривом Роге, где  произошел взрыв в  одном из жилых домов.  Как поговаривают местные жители, в ту ночь в двух районах города буквально накануне ЧП на некоторое время прекратили подачу газа. Но этот факт в МЧС и коммунальных службах почему-то скрывают.

Другие жильцы утверждают, что все произошедшее далеко не случайность. Низкая температура воздуха и отвратительно работающие местные теплосети якобы вынудили хозяев квартиры на втором этаже 9-этажного дома  по ул. Косиора, 31а, где произошел взрыв, отапливать жилье при помощи горящих газовых конфорок.

Жильцы этого дома,  в квартирах которых повылетали стекла, не дождались от местных властей милости.  Люди возмущены, что власти не выполнили своих обещаний по замене окон.

«Из двух разбившихся стекол меняют только одно, а о замене разрушенных окон в лоджиях речи вообще нет. Хотя сотрудники ЖЭКа произвели перепись лопнувших стекол и обещали заменить все. Но разбитые металлопластиковые стеклопакеты никто заменять и не обещает», — жалуются люди.

Напомним, что одним из редких случаев привлечения виновного во взрыве, стал приговор харьковчанину, обвиненного в прошлогоднем ЧП в Харькове. Тогда пострадало пять человек. В августе 2013 года этого местного жителя, по вине которого произошел взрыв, приговорили к четырем годам условно.

ВИНОВНЫЕ В СМЕРТИ 23 ЧЕЛОВЕК НА СВОБОДЕ

Впрочем, обвинять в неосторожности только жильцов, нельзя. Многим из нас памятен день 13 октября 2007 года. Тогда в Днепропетровске в жилом доме на ул. Мандрыковской, 127, взорвался газ. Третий подъезд дома был полностью разрушен, под руинами погибли 23 человека, в том числе 9 детей.

После трагедии на скамье подсудимых оказались гендиректор «Днепрогаза» Игорь Иванков, его первый заместитель Максим Сорокин и главный инженер Сергей Бачурин. После решения Верховного суда о новом рассмотрении дела оно было направлено в Запорожье, где его снова закрыли. Позже решением Заводского суда Запорожья дело направили на дорасследование в прокуратуру Днепропетровской области. Несмотря на это, все обвиняемые не только остались на свободе, но и заняли руководящие посты в… газовых компаниях Луганска, Донецка и Киева. А  «Днепрогаз» даже не выплатил пострадавшим (а это 420 человек) никакой компенсации! Деньги на покупку новых квартир, по цене 10 тыс. грн за «квадрат» были выделены из госбюджета.

КРАЙНИМИ СТАНОВЯТСЯ ЖИЛЬЦЫ 

Как показывает практика, во всех случаях коммунальные и газовые службы виновными себя не считают. Самая распространенная причина – «взрыв произошел по причине халатности, как жильцов дома, так и работников газовой службы». Вот только доказать вину последних практически невозможно и в заключительных актах прокуратуры чаще всего виновниками взрыва становятся… владельцы квартир.

А ведь работа жилищно-коммунальной сферы и газового хозяйства по предупреждению аварийности оставляет желать лучшего. Низкое качество обслуживания дымовых и вентиляционных каналов, газовых приборов и оборудования, недостаточная информированность населения о последствиях самовольного вмешательства в работу газовых систем и изношенность сетей неизменно становятся причинами трагедий.

Каждый раз прокуратура заводит уголовное дело, чиновники рьяно ищут виновных, но реального наказания никто не несет.

По словам адвоката потерпевших в доме по ул. Мандрыковской, 127, Дмитрия Поповского, многолетней тяжбой против коммунальщиков пострадавшие хотят продемонстрировать всем: любой компании дешевле обойдутся своевременные модернизация и ремонт, чем последствия аварий.

«В деле находится документ, который подтверждает: модернизация ГРП, из-за неисправности которого произошел взрыв, обошлась бы в 40 тыс. грн! Вот она цена 23 жизней», — резюмирует правозащитник.

Читайте также по теме