Заявление об очередной диверсии на военном складе вызвало скепсис у экспертов, ведь ранее подобные заявления не подтверждались. Эксперты отмечают, что при угрозе атак, склады должны охраняться с особой тщательностью, но этого не происходит.
Диверсия: «внешняя или внутренняя»
В ночь на 9 октября вблизи Ични Черниговской области взорвался склад боеприпасов. Начальник Генерального штаба ВСУ Родион Тимошенко сообщил, что пожар с последующей детонацией боеприпасов на территории складов 6-го арсенала Министерства обороны возле пгт Дружба (Ичнянский р-н Черниговской обл.) начался после четырех взрывов на территории арсенала.
«Согласно данным оперативной группы Генерального штаба, которая провела опрос часовых на постах, они подтверждают факт взрывов, то есть подрыва, в четырех местах арсенала, при этом эти взрывы зафиксированы в разных местах арсенала, вследствие чего возник пожар», — рассказал он на брифинге в Минобороны.
Политолог Руслан Бортник считает, что диверсия имела место, но открытым остается вопрос: кем она была организована, с какой целью, «была ли она внешней или внутренней».
«Череда таких событий подталкивает к тому, что кому –то выгодно, чтобы склады взрывались. Скорее всего, это выгодно людям, которые управляют этим хозяйством. В любом случае, когда взрыв на складах происходит за последние три года пятый раз, во всем этом виновно военное руководство и власть, неспособная сохранить государственное имущество», — сказал Р. Бортник.
Политолог Андрей Золотарев более категоричен: «С одной стороны, это могут быть нарушения правил хранения боеприпасов и порядка несения службы. С другой стороны, это может быть прикрытием неких махинаций и хищений. И только на третье место можно поставить версию с диверсией».
Примечательно, что, несмотря на заявления о диверсиях, военной прокуратурой Центрального региона начато уголовное производство по статье «Небрежное отношение военного должностного лица к службе, повлекшее тяжкие последствия, совершенное в условиях особого периода, кроме военного положения» (наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет). Досудебное расследование поручено следственному отделу Управления СБУ.
Напомним, что в мае этого года уже случался пожар на военных складах в Балаклее Харьковской области. Тогда в Министерстве обороны сообщили, что пожар начался из-за возгорания сухой травы на бывшей территории 65 арсенала. Затем сообщалось, что это пожарный танк наехал на снаряд, ведь там шли работы по очистке и разминированию остатков снарядов, которые не разорвались в результате прошлогоднего ЧП. Ведь тот склад уже горел в марте 2017-го. По версии Минобороны, его подожгли с беспилотника. О каких-либо правовых последствиях инцидентов не сообщалось.
Пожары складов боеприпасов случались в Украине неоднократно.
Не из-за диверсий: Взорвалось больше, чем на Донбассе
Руслан Бортник отмечает, что в ходе пожаров с 2015-го по 2018 год «взорвался один оборонный бюджет Украины».
«По самым скоромным оценкам, за последние три года боеприпасов взорвалось на сумму 30 и более миллиардов гривен. То есть, боеприпасов взрывалось в 1,5 раза больше, чем было использовано на Донбассе. 30 миллиардов гривен тратится ежегодно на проведение ООС на Донбассе. То есть, по большому счету, взорвался один военный бюджет Украины», — сказал политолог.
После взрывов и пожара на складе в Ичне были перекрыты автомобильные и железнодорожные пути (ветка Прилуки – Бахмач), а также воздушное пространство в 30-километровой зоне. Создан оперативный штаб. В зоне риска проживают около 20 тысяч человек, за первые несколько часов эвакуированы 12 тысяч. Спасатели потушили два возгорания в частном секторе, ликвидируется пожар на зерносушилище.
Напомним, что о диверсиях сообщается не впервые. Когда в 2015 году горели склады в Сватово, было открыто уголовное производство по статье «терроризм». Позднее в военной прокуратуре заявили, что причина пожара – служебная халатность.
После взрывов складов в Балаклее 23-го марта 2017 года основной версией стала диверсия с помощью беспилотного летательного аппарата.
1-го октября 2017 года генпрокурор Юрий Луценко Луценко заявил, что военные склады в Балаклее были взорваны с помощью пуска двух термобарических ракет с беспилотника. Якобы летательный аппарат прилетел с территории России и совершил два пуска ракет, которые пробили бетонные укрытия. А траектория полета, дескать, была четко зафиксирована радиолокационными станциями Украины. Несмотря на такие подробные данные, о завершении расследования правоохранительные органы не сообщали.
Когда 26 сентября 2017 года произошел пожар на складах боеприпасов в районе города Калиновка Винницкой области, основной была версия, что причиной пожара тогда мог стать беспилотный летательный аппарат. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, пожар начался из-за «внешней причины». Военная прокуратура на следующий день открыла уголовное производство по факту диверсии.
Но через несколько дней после начала взрывов генпрокурор Юрий Луценко заявил, что есть основания полагать, что на складах был заложен детонатор.
«В Калиновке у нас нет никаких доказательств, что был беспилотный аппарат, но у нас есть все факты о вероятно заложенном детонаторе, который, вероятно, и привел к взрыву», — сказал он 29-го сентября 2017 года.
А через год после взрывов на Калиновском арсенале, речь о диверсии уже не шла. 27 сентября 2018 года глава ГПУ заявил, что к ответственности неминуемо будут привлечены «десятки должностных лиц». Юрий Луценко заверил, что следствие подходит к концу, а уже сейчас он может сказать, что там имели место «все возможные и невозможные нарушения и безопасности, в том числе пожарной безопасности, и доступа, и охраны».
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта уверен, что взрывы на складах боеприпасов происходят потому, что в вооруженных силах процветает безответственность.
«У нас традиционно всплывает версия диверсии. Но диверсии на складах в Балаклее и в Калиновке до сих пор не были доказаны. При таком параноидальном подходе вместо конструктива и критичной оценки того, что реально происходит, на наших складах ничего не изменится. Угроза их взрывов всегда будет существовать. Стране нужно бояться, что всюду, где лежат боеприпасы, могут произойти взрывы из-за разгильдяйства, глупости и непрофессионализма наших военных», — сказал он.
По мнению эксперта, раз существует угроза диверсии, склады должны охраняться с особой тщательностью. Но этого не происходит. «Взрыв на Черниговщине – очередное доказательство, что власть не сделала выводов. В том, что в стране постоянно взрываются склады, виновна власть, которая постоянно рассказывает, как стремительно украинская армия приблизилась к стандартам НАТО. Но заменить болтовней конкретные действия по обеспечению безопасности, организации контроля, подбору персонала не получится», — резюмировал он.