Вот уже который день внимание целого ряда международных аналитиков приковано к частично признанному Западом бывшему сербскому автономному краю Косово. По всей видимости, надежды на урегулирование этнического конфликта, продолжающегося в мятежном балканском регионе с 1999-го года, окончательно уходят в прошлое. И дело здесь даже не в позиции президента Сербии Александра Вучича и мнении премьер-министра самопровозглашенной Республики Косово Рамуша Харадиная, в последний момент отказавшихся рассматривать передел соответствующей территории. На сей раз международные структуры, которые фактически праздновали грядущее примирение проживающих в регионе сербов и албанцев, оказались не готовыми к намеченному событию. Таким образом, пресловутое примирение отложено на неопределенный срок, а сама косовская территория по-прежнему остается под контролем противоборствующих сил.
Сейчас трудно с точностью сказать, что именно заставило Харадиная в последний момент отказаться от прямых переговоров с Вучичем. По слухам, бывший полевой командир косовских албанцев «бай Рамуш» прислушался к словам своих советников, призвавших его «не принимать участия в дележе независимого Косово». Согласно другой информации, Приштина получила от США более заманчивое предложение, нежели то, что поступило от Белграда. Но факт остается фактом: буквально за три дня до встречи со своим сербским коллегой Харадинай заявил, что не желает обсуждать с кем бы то ни было целостность края, который в самом Белграде считают «сепаратистским формированием». «Неизвестно, чем такие переговоры могут завершиться, — резюмировал, в частности, он. – После всех трагедий, произошедших с нашим народом (албанцами-косоварами, — Ред.) мы не можем позволить себе такую роскошь».
Итак, о какой же «роскоши» в данном контексте действительно шла речь? В августе нынешнего года Вучич поддержал идею Брюсселя о разграничении Косово на сербскую и албанскую часть. Сербского президента поддержали косовские сербы, заявившие о своем согласии установить новые региональные границы. Соответствующее согласие тогда дал и так называемый «президент Косово» Хашим Тачи. Слишком уж хорошей показалась ему идея присоединить к Приштине сразу три муниципалитета, населенные сербами (Буяновац, Прешево и Медведжа, — Ред.). Взамен Тачи не исключил возможности присоединения к Сербии таких населенных пунктов, как Косовска-Митровица и Сремска-Митровица. Складывалось вполне оправданное впечатление, что стороны действовали по философии героя одного из романов Булгакова: «взять и поделить».
Впрочем, до упомянутого дележа дело действительно не дошло. Сначала в Брюсселе была сорвана встреча Вучича и Тачи – европейский посредник на переговорах Федерика Могерини была вынуждена провести кулуарную встречу с каждым из политиков. Затем, уже в Женеве не состоялись переговоры Вучича и Харадиная. Причем, первый заявил, что лично он «не видит путей для преодоления кризиса», поскольку другой идти на компромисс «попросту не хочет».
Или тот же «другой» не располагает такой возможностью, что более соответствует истине. «Официальный Вашингтон, имеющий на Западных Балканах собственные интересы, не может допустить, чтобы Косово превратилось «во второй Донбасс», — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Америка, полностью поддержавшая идею независимости Косово десять лет назад, отказываться от своей позиции не намерена. Более того, Белый Дом сейчас рассматривает вероятность самой широкой интеграции мятежного края в структуры Североатлантического Альянса. Но, как известно, разделенная территория членом НАТО не может быть по определению».
Однако вот ведь в чем дело — именно нерешенная проблема Косово сейчас мешает интеграции — как Приштины, так и Белграда — в Европейский Союз. В этой связи пресс-секретарь Еврокомиссии Майя Косьянчич заметила, что никакой соответствующей договоренности между Сербией в целом и Косово в частности в обозримом будущем достигнуто не будет.
А ведь это необходимо сделать уже в ближайшее время, учитывая, что руководство ЕС уже определило крайний срок очередного расширения Объединенной Европы – середина 2025-го года. Если до того времени соглашения по Косово достигнуто не будет, регион и впрямь может стать «вторым Донбассом».