Взятки гадки

Большинство фигурантов громких дел о взятках выходят сухими из воды. Недавно Генпрокуратура Украины обнародовала очередной рейтинг крупнейших взяток. По задумке авторов рейтинга, это должно свидетельствовать об эффективной работе правоохранителей в борьбе с коррупцией. Однако если проследить историю недавних громких коррупционных скандалов, то окажется, что большинство взяточников так и не понесли заслуженного наказания… 

ИМИТАЦИЯ БОРЬБЫ

Борьба с коррупцией в Украине все больше напоминает реалити-шоу, где зрителей, то есть нас с вами, пытаются убедить в том, что со взятками в нашей стране борются по-настоящему. Правда, как и в любом другом реалити-шоу, самое интересное остается за кадром. Сценарий шоу очень прост: громкий арест – заявление правоохранителей – суд – суровый приговор. Это то, что показывают обывателю. А далее, как правило, следует кассация, во время которой суровый приговор заменяется на более мягкий (а чаще всего вообще – на условный срок). Правда, вслух об этом уже не говорят. Вот лишь несколько примеров.

1 июня 2010 года правоохранители задержали заместителя министра охраны окружающей природной среды (ныне  Министерство экологии и природных ресурсов Украины. – Авт.) Бориса Преснера. Его обвинили в вымогательстве $200 тыс. за назначение на должность главного эколога в Одесской области. Соломенский суд Киева приговорил его к девяти годам лишения. В октябре 2013 года Апелляционный суд Киева отменил приговор, отправив дело на дополнительное расследование. Теперь все начнется по-новому. Не исключено, что новый приговор будет намного мягче предыдущего.

5 апреля 2011 года за взятку в 100 тыс. грн была задержана начальник Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе Николаева. Центральный районный суд Николаева приговорил ее к 8 годам лишения свободы с конфискацией  имущества. Суд также лишил ее звания советника налоговой службы І ранга. После пересмотра дела в Апелляционном суде 8 лет «превратилось» в 5 лет условно, конфискацию отменили, а звание вернули.

Да, пять лет условно за взятку в 100 тыс. грн – это очень «сурово», согласитесь. После таких приговоров не удивительно, что чиновники не боятся брать «на лапу». Ведь получить реальный, а, главное, справедливый в глазах обывателя приговор фактически невозможно. Среди тех, кому «не повезло», – экс-глава Госфинуслуг Василий Волга, севший на 5 лет за $500 тыс. взятки, и легендарный судья-«колядник» Игорь Зварич, приговоренный к 10 годам лишения свободы. Но это скорее исключение, которое лишь подтверждает правило: кесарю – кесарево, а слесарю — слесарево.

БЕРУТ, ПОТОМУ ЧТО НЕТ ПЕРСПЕКТИВ

По словам адвокатов, которые участвовали в делах, связанных с коррупцией, оправдать (или освободить от наказания) можно любого взяточника. Сажают, как правило, мелких мздоимцев, и то редко – большинство отделывается условным сроком. Впрочем, зачастую дело не доходит до суда. «Практически в любом деле доказательства собраны с тем или иным нарушением норм УПК. Все, что остается сделать, – найти эти нарушения, — рассказал на условиях анонимности один столичный адвокат. — В моей практике был случай, когда обвинения против клиента строились на основе записи разговора, сделанной якобы пострадавшим. Мы смогли доказать, что запись имела следы монтажа, что позволило лишить следствие главного козыря. Дело было закрыто, так и не дойдя до суда».

Впрочем, даже «железная» доказательная база еще не гарантирует справедливый приговор. Здесь в ход идет все: телефонное право, «помощь друга», в конце концов, – банальный подкуп. Чем больше взятка, тем дороже обходится свобода. «Как правило, эти вопросы решаются на уровне Апелляционного суда, — говорит еще один юрист. – Например, можно придраться к каким-то огрехам следствия и заменить статью на менее тяжкую. А уже на основании этого вынести более мягкий приговор, например, с отсрочкой наказания, и (или) амнистировать. Что касается «тарифов», то определенной суммы тут нет, все зависит от величины взятки и конкретного человека». Впрочем, юристы отмечают, что далеко не каждого судью можно купить. «Многие судьи, особенно в районных судах, сегодня боятся брать, — утверждает юрист. – К тому же ни один дурак не возьмет денег от малознакомого человека. Как правило, в таких ситуациях все делается через доверенного посредника».

А вот экс-глава Верховного суда Украины Василий Маляренко считает, что взяточники избегают справедливого наказания совсем по другой причине: «Взяточничество – вообще сложно доказуемое преступление. Ведь ни мздоимец, ни дающий взятку не кричат об этом. Да и сам процесс передачи денег происходит отнюдь не в людных местах». Василий Тимофеевич уверен, что в Украине к вопросу борьбы с коррупцией подходят не с того конца. «Чиновник, не видит перспективы в будущем. Скажем,  бизнесмен сегодня имеет перспективу, он может отложить что-то за счет заработанного. Селянин тоже имеет что-то за счет земли. А чиновнику государство дозирует зарплату. Может ли он с нее отложить что-то на старость, болезни, обучение детей? Нет! Поэтому он судорожно ищет возможность обеспечить себя. Вот основная проблема, провоцирующая взятки: чиновнику нужно дать перспективу. Если таковой не будет, то чиновник любым способом будет искать возможность заработать на старость. Выходит, до тех пор, пока в Украине уровень жизни не повысится, борьба с коррупцией останется мышиной возней… 

НА ЗАМЕТКУ 

Топ-5 взяток 2013 года

1. Самую крупную взятку взял арбитражный управляющий процедурой банкротства одного из столичных предприятий. За скорейшее окончание процедуры банкротства и сокрытие нарушений он требовал от представителя предприятия $700 тыс. (5,6 млн грн).

2. Член правления ЧАО «Укрпрофтур» собирался передать в аренду часть территории столичной автобазы, принадлежащей  обществу, за $305 тыс. (2,5 млн грн). Обвинительный акт по этому делу находится в суде.

3. Поселковый голова и депутат Новофедоровского поселкового совета Сакского района Автономной Республики Крым за принятие положительного решения о передаче в собственность земельных участков требовал $225 тыс. (1,8 млн грн).

4. Арбитражный управляющий из Одесской области за непринятие мер по обеспечению требований кредиторов получил от предприятия-банкрота $150 тыс. (1,2 млн грн).

5. Председатель Каменского сельсовета Сторожинецкого района Черновицкой области за земельный участок в аренду площадью 10 га «просил» у частного предпринимателя $130 тыс. (1,1 млн грн).

По данным Генпрокуратуры

Читайте также по теме