По данным Международной организации миграции, в 2010-м году количество работающих за рубежом украинских граждан превысило 4,5 миллиона человек. В поисках лучшей доли и стабильного заработка сегодня Украину ежемесячно покидают до 10 тысяч трудоспособных граждан. Парадоксально, но факт – их места на рынке труда практически моментально занимают иностранцы – причем порой выходцы из тех стран, куда так стремятся украинские «заробитчане».
Не так давно в одном из населенных пунктов Сумщины произошел случай, который одновременно можно назвать и курьезным, и нелепым, и попросту смешным. Что, впрочем, отнюдь не умаляет его драматичности. За медицинской помощью в местную районную больницу обратился некий Николай, уроженец Брянской области России. Явно стесняясь, он попросил женщину-хирурга как можно скорее извлечь из его правой ягодицы «шальную пулю», причиняющую ему нестерпимую боль и «мешающую как можно быстрее вернуться домой». Как оказалось, в седалищной мышце бедняги действительно застряла тяжелая пуля травматического бесствольного пистолета «Оса». Причем стрелявший попытался, если так можно выразиться, причинить минимальный вред здоровью своей жертвы – жизненно важные ткани и мышцы «пятой точки» Николая существенно не пострадали.
В ходе предварительного расследования выяснилось, что «Ворошиловский стрелок» — никто иной, как 75-летний сторож частного садового предприятия, решивший с помощью «оружия нелетального действия» покончить с участившимися случаями хищения яблок с вверенной ему территории. «Лезет через забор какой-то тип, трясет яблоню, собирает упавшие еще не дозревшие зимние яблоки, — констатировал сторож. – Я взял да и стрельнул ему в ж..у для острастки. Да если бы я знал кто он – разве направил бы на него пистолет?».
Ответ на вопрос «кто он?» дала милиция: правоохранители установили, что в конце 2010-го Николай и пятеро его товарищей приехали в Сумскую область на заработки. Профессиональным строителям со стажем предложили восстанавливать здания корпусов пришедшего в упадок кирпичного завода; при этом наниматели предусмотрительно отобрали у «стройотряда» паспорта, пообещав за выполненную работу относительно солидное даже по соответственным российским расценкам вознаграждение — 2000 долларов США каждому.
Впоследствии выяснилось, что вместо кирпичного завода российские строители восстанавливали частную молочную ферму, а ее обанкротившийся владелец вскоре исчез вместе с деньгами, оставив «управляющему» лишь документы «российских гастарбайтеров». «Два месяца мы жили на территории недостроенной фермы, продавая перекупщикам кирпичи и остатки цемента, — пояснил Николай, — Питались, в основном, лапшой быстрого приготовления и хлебом. Работали грузчиками в окрестных магазинах, помогали местным жителям по хозяйству. И все время ждали, что вернется хозяин и вернет нам долг». В день, когда Николай получил «боевое ранение», у «российских гастарбайтеров» в запасе не осталось ни кусочка хлеба.
«Слава Богу, эта история закончилась благополучно, — сказал агентству «ГолосUA” куратор Акции помощи трудовым мигрантам в Украине, адвокат Валерий Ищенко. – Команду российских строителей, ставших в нашей стране жертвами мошенников, удалось отправить домой, несмотря на проблемы с просроченными документами брянчан. Вот только — какое впечатление на них будет производить теперь потенциальный честный украинский работодатель?».
Подобный вопрос можно сразу отнести к категории риторических. Для того чтобы тот же иностранный строитель возводил здания в Украине, он должен не только работать в аккредитованной строительной компании, но и иметь при себе массу документов, включая трудовую и медицинскую книжки, правильно оформленную миграционную карту и, наконец, разрешение на трудовую деятельность.
Как правило, «трудовые мигранты» во всем мире пытаются избегать бюрократических проволочек и искать «непосредственный выход» на тех же «работодателей», и Украина – здесь не исключение. Так, например, в Чернигове в ходе обычной милицейской проверки было установлено, что гражданин Италии С. ( имя фигуранта дела не разглашается. – Д.Б.) стал жертвой обмана организованной преступной группы. Художник по образованию, он польстился на предложение неизвестных, которые разместили в Интернете объявление приглашении на работу «талантливых потомков Рафаэля и Леонардо да Винчи».
«Меня и моих двух сестер воспитала наша домработница – женщина из Украины, — говорил впоследствии он. – Именно она привила мне любовь к украинской культуре и желание познакомить украинцев с культурой Италии». Попытка реализации последней идеи закончилась предсказуемо: сначала «потомок Рафаэля» бесплатно расписал интерьер особняка местного авторитета, а затем его «убедительно попросили создать копию бессмертных творений Сикстинской капеллы в частной сауне. «Даже итальянская мафия не додумалась бы так поступить с художником, — признается С., чья безопасность уже гарантирована. – Мне приходилось работать только за еду и вино, а когда мне пришло время получать деньги, я был поставлен перед фактом: убегать отсюда или умереть здесь».
«И все же явно не стоит сгущать краски, — отметила в комментарии агентству «ГолосUA” аналитик Украинского статистического бюро Антонина Михайлюк. – Сегодня в Украине с успехом работают более 100 тысяч иностранных специалистов, включая строителей, преподавателей, инженеров и работников сферы услуг. – Большинство из них прекрасно адаптируются к реалиям украинской жизни. Главное — соблюдение правил трудоустройства».
Как бы то ни было, а статистика констатирует: в Украине, наряду с оттоком местного работоспособного населения, понемногу растет число «трудовых иммигрантов» из-за рубежа. И не исключено, что слово «гастарбайтер» вскоре получит «прописку» и в украинских словарях «новояза» — ибо еще никто не опроверг старую таджикскую мудрость о том, что нети слащу яблока, чем яблоко в чужом саду.