Судьба безвизового режима и интеграции Украины в ЕС решается не в высоких коридорах Брюсселя или на референдуме в Нидерландах. Последнее слово может оказаться за жителями заштатного городка в Киевской области – Яготине, где власти запланировали поселить первую партию из 250 сирийцев-беженцев. Жест доброй воли Киева в сторону ЕС набирает скандальные обороты и грозит поставить крест на европейском будущем Украины.
Украина связала себя обязательствами
13 лет назад в Яготине должны были достроить корпуса для медицинского училища и общежития. Но по бедности государства проект был отложен и недострой несколько раз перебрасывался от одного ведомства к другому, пока в 2004 году он не оказался на балансе Государственной миграционной службы МВД.
Так и стояло бы недостроенное здание, если бы европейская интеграция Украины не вышла на принципиально новый уровень.
22 декабря 2010 года на 14 саммите ЕС-Украина было подписано историческое соглашение – План действий по либерализации визового режима. Ни шатко, ни валко бюрократическая машина заскрипела, и уже через пять месяцев 22 апреля появился указ Президента Украины «О Национальном плане по исполнению Плана действий по либерализации Европейским союзом визового режима для Украины».
В нем под пунктом 22 значилось поручение для МВД, Государственной миграционной службы и Киевской областной администрации — «обеспечить функционирования пункта временного размещения беженцев в городе Яготин».
Этим документом вопрос создания центра в Яготине не ограничивался. 22 августа 2012 года вышло распоряжение Кабмина №605-р об утверждении плана мероприятий по интеграции беженцев в украинское общество до 2020 года.
В нем черным по белому написано, что яготинский центр по приему беженцев будет предназначен для детей-беженцев, одиноких беременных женщин и одиноких матерей, а также «лиц, которые требуют дополнительной защиты», иными словами, здоровых мужчин призывного и не только возраста.
Европейские мигранты
Европейский союз принял на себя основной миграционный удар. Из 232 миллионов жителей планеты (3% мирового населения), которые являются мигрантами, большинство пребывает в Европе – 72,4 миллиона.
Этнически однородное на уровне стран европейское пространство превращается в «плавильный котел» на подобии США и Канады.
Украина хоть и не является приоритетом в международных миграционных потоках, тоже имеет положительный миграционный прирост.
Межгосударственный миграционный поток в Украину (чел.)
-
decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-03/02/lAB2h9SytXRkxV2f/image/1.jpg" />
На сегодняшний день по официальной статистике на 1 января 2016 года в Украине на учете состоит 251 тысяча иммигрантов. Задержано в 2015 году 5 111 нелегальных мигрантов.
Европейское гостеприимство для украинцев
Есть место в Европе и для украинцев. В 2013 году в Германии насчитывалось 153,4 тысяч украинцев, в Италии -192,3 тысяч, Чехии- 107,7 тысяч, Испании -84 тысячи, Португалии — 44 тысячи.
В докладе Еврокомиссии за 2012 год, было указано, что украинцы по количеству впервые полученных разрешений на пребывание в странах ЕС вышли на первое (!) место – ими было оформлено в течении года 204 тысяч разрешений.
Вполне естественно, что Европа ждала ответных шагов со стороны Украины. Поэтому не удивительно, что в сентябре 2015 года Государственная миграционная служба Украины заявила, что украинская сторона готова помочь Европе в решении миграционного кризиса и принять на своей территории часть беженцев.
Исторические травмы Яготина
Но вернемся в Яготин и немного окунемся в его непростую историю.
Основан городок был в 1552 году. Был славен Свято-Троицким собором, построенным в 1800 году и разрушенным большевиками.
По данным украинского института национальной памяти в период 1924-1937 гг 43% населения пострадало от сталинских репрессий – второй показатель среди районов Украины.
Возможно, это стало причиной того, что громада Яготина 21 сентября 1941 года встречала немецкие войска с хлебом-солью. Через два дня, выкопав спрятанные колокола уничтоженных церквей, четыре православных прихода устроили благотворительный торжественный перезвон по случаю освобождения города от советской власти.
Яготин против
Против размещения 250 беженцев ополчились практически все жители города.
Можно утверждать, что мотивация и чувства горожан репрезентативны для всей Украины.
Доминирующая позиция – полное неприятие поселения сирийских беженцев в городе.
Потомки шести тысячелетней цивилизации и библейский народ сирийцы в православной Украине, со слов местных жителей, были определены источником преступности и санитарно-опасной заразы.
На более высоком уровне дискуссии звучали в чем-то справедливые возражения – нам некуда селить беженцев из Донбасса, участников АТО, а тут еще помогать иностранцам, которые – смотри абзац выше.
Представитель Государственно-миграционной службы в общении с яготинцами, сулила европейскую помощь, гранты, возможности совестного изучения английского языка сирийскими и украинскими детьми, компьютерные классы.
«У каждого своя страна», — говорит жительница Яготина, пришедшая на народное вече. И с ней тяжело не согласится. Что ж, разберемся по-честному.
Украина европейская страна?
И с парламентских трибун, экранов, и со страниц СМИ мы слышим: Украина — европейская страна, «Майдан» был за Европу.
Интересно, а если б не дай Бог, в Армении началась война и в Украину хлынули армянские беженцы, мы бы их тоже записали в источник санитарной заразы и преступности? Как бы мы посмотрели в глаза соотечественникам Сергея Нигояна, который первым отдал свою жизнь за европейскую Украину?
А может, мы думаем, что мы «белые» и правильные мигранты, и нам должна быть выстлана ковровая дорожка в Европу?
Но в глазах тех же поляков, мы такая же «чернь», и дело не в исторических предрассудках, а в современных реалиях.
В прошлом году в «Зеркале недели» был прекрасный материал на эту тему. Несколько цитат:
«Жители Перемышля знают нашу страну не по телевизионным новостям и песням о Майдане, а по собственному ежедневному опыту. Их отношение можно описать одним словом — "неуважение". Это даже не обычное чувство пренебрежения, а аутентичное и сильное неуважение к украинскому обществу, которое ассоциируется с контрабандистами, нелегалами и людьми, потерявшими остатки собственного достоинства».
«В польских маршрутках, которые возят этих людей из центра города на границу, чувствуется нескрываемая ненависть и презрение. Водители откровенно обращаются к украинским пассажирам как к людям низшего сорта, а те не реагируют, считают, что так и должно быть»
Мы никак не можем понять, что европейская либеральная идеология с 1945 года не делит мигрантов на «белых христиан» и «черных мусульман», как нам хотелось бы. Мы равноценны.
Со стороны ситуация выглядит так – мы вцепились мертвой хваткой в горло Брюсселя выпрашивая безвизовый режим, подписали и ратифицировали кучу соглашений, даже по коррупции законы принимали.
Более того, мы уже получили от ЕС зеленый свет и вырвались в лидеры по получению виз. От нас потребовали самую малость – примите 250 человек сирийцев, покажите, что вы разделяете с Евросоюзом ценности не только на словах. И дело стало.
В чем прав Яготин
Виноваты ли яготинцы в своем неприятии мигрантов? Нет. Будем честными, они — это мы, это я и мои соседи.
Много ли работы в Яготине, способна ли местная милиция защитить людей от «родной» преступности, как лечат самих яготинцев в местной больнице и учат в школах? Да так, как и везде по Украине – никак.
Жителям Яготина и «шенген» по большому счету безразличен — с таким зарплатами и пенсиями на маршрутку до Киева еле хватает.
Наши чиновники, не вылазящие из «брюсселей», решили, что уже все на мази, и перед выборами мы отчитаемся о безвизовом режиме. Не получится.
И вообще, я на месте чиновников замял бы эту историю с беженцами хотя бы из чувства самосохранения.
Наверняка деньги на их содержание дает ЕС по своим европейским нормативам, а не украинским социальным стандартам. Тем более что центр будет образцово-показательным.
А это значит, что каждая сирийская семья переселенцев будет иметь доход (не работая) превышающий заработки яготинцев и «пересічних» в несколько раз. И тут еще надо будет разобраться, кто в таком случае больший источник криминалитета и санитарного неблагополучия.
Европа же не виновата, что украинская власть довела свой народ до такого состояния, что беженцы будут чувствовать себя в Украине среди украинцев, как римские патриции среди черни.
Сравнив кошельки беженцев и свои собственные украинцы поспешат задать неудобные вопросы украинской власти – со всеми вытекающими перед выборами последствиями.
Черная рада
11 марта 2016 года в Яготине пройдет современная украинская «Черная рада», где народ скажет твердое «нет» сирийским мигрантам.
Подключатся популисты, националисты, антиглобалисты, украинские партии и прочие проходимцы. Наверняка не обойдется и без российского ТВ.
Европа вздохнет с облегчением, и уже не будет делать вид, что сильно озабочена набившим оскомину «украинским вопросом».
Раз тут одни расисты, то вопрос коррупции можно отложить до лучших времен, не он станет на пути безвизового режима.
А теперь тест на европейца. Закройте глаза, выключите свет и спросите себя тихо – а я хотел(а) бы, чтоб возле моего дома жило 250 беженцев из Сирии и их дети учились в одном классе с моими?