Если в прошлом году ключевой темой «Ялтинской европейской стратегии» стала отмена Президентом Виктором Януковичем политреформы-2004, то Восьмой форум YES проходил под знаком «дела Тимошенко». Вся европейская общественность и российский истеблишмент послали Украине четкий сигнал: «отпуск» лидера БЮТ в обмен на членство в ЕС и международную поддержку. В случае, если команда Януковича будет «упираться», то Украине газ продолжат продавать по 450 долларов (накануне отопительного сезона) и будут «давить» со стороны ЕС и США. Украина и ее Президент оказались в международных тисках: с одной стороны братская Россия, с другой — дружественный Брюссель.
И это — основной итог международного собрания, которое ежегодно организовывает олигарх и медиамагнат, зять второго президента Украины Виктор Пинчук. Все усилия по превращению Украины в серьезного международного игрока проваливаются, и Ялта вместо площадки для выработки решений становится лишь «майданчиком» для оправданий украинской власти. Никто не воспринимает YES как «украинский Давос» (как было изначально задумано), никто не ожидает от Ялтинской конференции идей и предложений, которые в соответствии с названием – «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее» — будут восприняты и использованы в борьбе с финансовыми кризисами, энергетической безопасностью во всем мире. Нет, нет и еще раз нет. На форуме обсуждались вопросы текущей политической ситуации в Украине и «международную» окраску ему придавало только вызывающее поведение РФ.
Как раз накануне саммита в Ялте Россия поспешила подписать документ об открытии «Южного потока» — нового газопровода в обход Украины. Вот это выглядело как истинно международное событие, поскольку свое участие в «обходном проекте» задекларировали Италия, Франция и Германия. Россия воспользовалась ситуацией, чтобы еще раз объяснить украинской власти кто в газовом доме хозяин. Инициатива Виктора Януковича о том, что трубы «Южного потока» можно проложить через территорию Украины и на этом сэкономить, вызвали только насмешки со стороны «Газпрома». По версти россиян, уже через три года «Южный поток» заработает на полную мощь и тогда транзитные пути Украины вообще потеряют свою ценность. Таков будет итог первой пятилетки правления Януковича, и нет сомнений, что это сыграет свою роль на очередных выборах главы украинского государства. Примечательно, что из видных представителей России в Крым приехал только вице-спикер Госдумы Александр Бабаков, который испытывает к Украине чисто коммерческие симпатии, курируя здесь серьезный бизнес. Остальные российские политики «наплевали» на мероприятие в Ялте.
С другой стороны, пинчуковский саммит был на полную катушку использован и оппозицией и членами властной команды для реализации собственных политических интересов. Начнем с того, что главными спикерами от оппозиции были Наталья Королевская, которая фактически презентовала собственный политический проект. А также Арсений Яценюк, который уверенно претендует на роль главы объединенной оппозиции, стремясь максимально заполнить нишу, образовавшуюся после заключения Тимошенко в СИЗО. Арсений Петрович за короткое время достиг серьезных успехов: он получил средства для раскрутки собственного партийного проекта, фактически начал процесс слияния БЮТ и «Фронта перемен», претендует на роль лидера общей фракции в парламенте.
О таких видных соратниках Тимошенко, как Турчинов, Соболев, Кожемякин, Томенко почти ничего не слышно. Это поколение политиков уходит в тень. Похоже, что вместе с Юлией Владимировной. Недаром же на саммите в Ялте были представлены (в том числе и Европе и России) новые лица украинской оппозиционной политики: Арсений Яценюк, Наталья Королевская, Владимир Кличко. Анатолий Гриценко и вице-спикер Николай Томенко явно выступали на «подтанцовке». Так что можно смело сказать, что в Крыму состоялись смотрины новой оппозиции: должна же европейская общественность понимать, с кем придется иметь дело в 2012-м и 2015- м году, чтобы сделать свои ставки.
Впрочем, не только оппозиция, но и власть использовала площадку ялтинского «Давоса» для презентации новых лиц. Из высоких украинских гостей в Крыму выступили Президент Виктор Янукович, премьер Николай Азаров и два его вице-премьера — Борис Колесников и Андрей Клюев. К чему такое собрание чиновников высокого ранга? И почему вызовы времени не обсуждали, например, министр топлива и энергетики Бойко или глава аграрного ведомства Присяжнюк? Все очень просто: в правительстве снова обострилась борьба за лидерство — конкуренцию Н. Азарову традиционно составляют Клюев и Колесников.
Собственно говоря, выделиться на фоне Николая Яновича не сложно: Николая Янович как политик советской эпохи изначально не имел преимущества, а его слишком детальное описание успехов нынешней власти сводилось к ремонту развязок и строительству детских садиков никак не вязалось с более современными понятиями об антикризисных мероприятиях и новых экономических стратегиях. Правда, Николай Янович пообещал, что пока Партия регионов у власти, дефолта в Украине не будет. Но аплодисментов не снискал — не та целевая аудитория.
Разумеется, на этом фоне современный политик европейского типа А. Клюев выглядел более выигрышно. Он использовал ситуацию для своего перевеса, много и эффективно общался с членом Европейской комиссии по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефаном Фюле. Настолько эффективно, что под занавес саммита Фюле вынужден был заявить, что «Украина и Европейский Союз достигли значительного прогресса в переговорах по подписанию Соглашения об ассоциации, перейдя в финальную стадию этого процесса». Без преувеличения можно сказать, что Клюеву удалось нивелировать тот неприятный «привкус» от пощечины, который Украина и ее лидеры получили накануне проведения саммита в Ялте, во время визита в Киев лидера ЕНП В. Мартенса, который напрямую связал процесс Тимошенко с политическими репрессиями и обвинил Украину в сворачивании демократии. Также лидер Европейской партии предположил, что Европа откажется подписывать в Украиной любые интеграционные и торговые документы до тех пор, пока лидера БЮТ не выпустят на свободу.
Усилия и энтузиазм обычно непубличного Клюева понять можно: он в правительстве отвечает за евроинтеграционное направление, за подписание соглашения о зоне свободной торговли. Если этот проект не будет реализован, то вместо кресла главы Кабмина Андрей Петрович может получить отставку, и гнев Януковича на последнем заседании Совета регионов недвусмысленно об этом говорит. Поэтому Андрей Петрович пошел ва-банк используя предоставленную Пинчуком информационно-коммуникативную площадку для демонстрации своих возможностей. Выступая, встречаясь с гостями форума, он высказал «революционное» мнение о том, что «интеграция Украины со странами Европейского Союза – это не только основной политический вектор страны, это, прежде всего, стимул для проведения серьезных экономических и структурных реформ в стране». То есть напрямую связал эффективность реформ с евровектором. Нет курса с ЕС — нет и преобразований в Украине. Также первый вице-премьер отметил, что по данным социологов две трети украинцев (электорат!) поддерживают путь в Европу. И эта поддержка со временем достанется тому лидеру, который выведет Украину в число партнеров и друзей ЕС.
Эти мессиджи, конечно же, были адресованы главе государства, который для себя так и не выработал четкой внешней стратегии. Недаром же сразу после ялтинской конференции Виктор Янукович отправился с визитом в Нью-Йорк, а 24 сентября украинский лидер полетит на газовые переговоры с Д. Медведевым в Москву. Забегая вперед, рискну предположить: ни там, ни там украинскому лидеру не удастся договориться. Довольно жесткие и прямые высказывания Президента в Ялте подтверждают: Янукович не готов принимать компромиссные решения. Выступая на «пинчуковском форуме» глава государства дал понять, что эпоха экономического и технического доминирования Запада заканчивается — чем ввел в ступор лидеров ЕС.
Досталось и Кремлю: Янукович считает, что национальные политики здесь подменяются банальными торговыми войнами. "Ослабление Запада усиливает глобальную конкуренцию, в том числе — с применением политики «сдерживания развития». Ресурсные войны, ограничение в доступе к инвестиционным центрам и передовым технологиям, политический лоббизм сугубо торговых интересов — все это существенно влияет на проведение успешных национальных политик стран, которые в условиях кризиса пытаются провести реформы и модернизировать свое общество", — сказал он. Виктор Федорович отметил, что Украина — именно среди тех стран, которые выявили сегодня намерение выйти из кризиса обновленными и сильными. "Поддержат ли эти усилия наши партнеры, как говорится, не на словах, а на деле? Согласятся ли Запад и Восток с фактом появления сильного игрока в центре Евроазиатского континента?»
Вопрос, конечно, риторический. Судя по поведению официальной Москвы, по политическим ультиматумам Европы и США, сильный игрок в виде Украины им не нужен. И кстати, это, наверное, первый в истории случай, когда лидеры США, ЕС и России объединились против Украины. Что же дальше?
Первое: Саммит в Ялте не привел к каким-то серьезным изменениям и решениям. Обычный дискуссионный клуб. Ялтинская европейская стратегия» (YES), задуманная в свое время, как мероприятие по реабилитации президентских имиджей, в данном случае и эту роль выполнить не смогла. Президент Янукович фактически отказал России в продолжении переговоров о Таможенном союзе, чем поставил в недоумение и Кремль, и Европу, и своих сторонников в Украине. Рядовые граждане уже вообще ничего не понимают? К союзу с Россией мы не готовы, Европа нас не пускает в свой «дом». Это даже хуже чем при Кучме с его политикой многовекторности.
Второе: Несмотря на заявления главного адвоката Украины А. Квасневського, о том, что «Украина — это очень важный «кирпичик» в здании европейского дома. «Большая Европа», о которой мечтал Шарль де Голль, — Европа от Атлантики до Урала, с общим экономическим и культурным пространством, общими ценностями — эта Европа без Украины невозможна», ситуация выглядит не так романтично. Европа, судя по тональности выступлений в Ялте, снова намерена применить политику двойных стандартов. В ЕС, нас возможно и пустят, но в обмен на допуск Тимошенко к парламентским выборам и полную свободу оппозиции. Это приведет к таким внутренним последствиям, о которых Янукович и думать боится. Сейчас идет сложный и мучительный расчет: что лучше — быть Президентом или ввести Украину в Европу? Все как у Ющенко…
Третье: Наметились расколы в партии власти и в стане оппозиции. Каждая сторона рассчитывает в качестве «главного оружия» применить поддержку Запада, не рассчитывая на симпатии обычных украинцев. Реалии украинских политиков (что из власти, что из оппозиции) таковы, что сегодня симпатии европейского сообщества для них важнее, чем понимание и доверие украинского электората. И это привнесет новый, невиданный доселе, колорит в будущие парламентские выборы.