Ямы под колесами: кому выгодны разрушенные украинские дороги?

В проекте государственного бюджета Украины-2018 на ремонт дорог заложили 42 млрд грн. Но сколько бы миллиардов на это из госбюджета в Украине не выделили, все равно не хватит, говорят юристы и народные депутаты, ведающие о схемах незаконного распределения государственного финансирования. И еще одной причиной вечного дефицита этих средств они называют перегруженные фуры, которые своим весом разваливают дороги. Корреспондент ГолосUA узнавал, кто виноват в разрушениях покрытия проезжей части и кому это выгодно.

Асфальт под грузом тяжеловесов

В соцсетях весной и осенью появляется много язвительных комментариев относительно качества работы дорожных служб на украинских трассах. Кто-то пишет, что под дождем асфальт класть нельзя – пойдет трещинами, а кто-то выкладывает фото, как асфальтированную проезжую часть трамбуют при минусовой температуре воздуха, что тоже является нарушением технологии ремонта трасс.

Но сотрудники фирм-грузоперевозчиков на условиях анонимности сообщили ГолосUA, что наши дороги разрушаются не только от некачественного ремонта, а и от перегруза веса в крупногабаритных машинах.

Так, в 2017 году украинские фирмы-грузоперевозчики не выполняют нормы по ограничению веса грузовиков, которые ездят по дорогам страны, сообщил специалист по вопросам дорожного хозяйства Александр Хмелевой.

«Фирме крайне невыгодно перевозить на дальние расстояния мелкие партии товара. Поэтому ограничение веса груженой фуры до 35-40 тонн, как утверждено Кабмином в 2015 году, мало кто соблюдает. Поскольку грузоперевозчикам выгоднее вывозить за раз максимальное количество товара, они нагружают фуры до 50, а некоторые – до 70 тонн», — сказал он.

По мнению А. Хмелевого, который также является водителем легкового автомобиля, патрульная полиция должна бы более пристально следить за весом фур, которые пользуются автодорогами общего значения.

«Дороги рассчитаны на определенный вес. Это, по-моему, понятно любому здравомыслящему человеку. И если дорогу нагрузить большим весом – а представьте, сколько это, если превышение нормы помножить на количество сотен фур, ежедневно курсирующих по городам и из области в область, – то дорога деформируется. Вот откуда у нас асфальт, покрывающийся «волнами». В 2017 году в Украине появилась патрульная полиция. Я слышал, что этот вопрос с весом фур должны контролировать патрульные, они делают это время от времени. В основном же фуры едут с весом, который определит фирма-поставщик товара», — добавил он.

Напомним, в 2015 году Кабинет министров Украины запретил движение транспортных средств фактической массой более 40 тонн и контейнеровозов более 46 тонн по автомобильным дорогам общего пользования при перевозке делящихся грузов. Данное решение закреплено в распоряжении правительства №869 от 21 октября 2015 года. «Движение транспортных средств и их составов с нагрузкой на одиночную ось более 11 тонн, сдвоенные оси — 16 тонн, строенные оси — более 22 тонн или фактической массой более 40 тонн (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — свыше 11 тонн, сдвоенные оси — 18 тонн, строенные оси — более 24 тонн или фактической массой более 44 тонн, на установленных для них «Укравтодор» и Госавтоинспекцией маршрутах — более 46 тонн) при перевозке делящихся грузов автомобильными дорогами запрещается», — говорится в документе. Также постановлением вводится ограничение на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения для грузовиков фактической массой более 24 тонн, или более 7 тонн на ось.

Народный депутат Украины Андрей Вадатурский утверждает: Кабмин может принимать сколько угодно много подзаконных актов и приказов по ограничению веса фур, но пока те госорганы, кто контролирует вес грузовиков, не начнут качественно делать свою работу, проблема не решится.

«Если мы берем только один аспект контроля веса, то тут несостыковка разных органов власти. Есть «Укртрансбезпека», которая может взвешивать грузовые автомобили. Есть полиция, которая может остановить машину. Но фактически в 2017 году «Укртрансбезпека» не может остановить и заставить заехать на весы. Полиция может остановить, но не имеет оснований заставить заехать на весы. Нет решения на законном уровне останавливать автомобили, которые выглядят тяжелыми, перегруженными. Нет оснований для остановки», — сказал он.

Депутат уточнил: в Украине на некоторых автомобильных дорогах общего назначения установлены весовые комплексы, на которых можно проверить реальную тяжесть фуры. Но госструктура, которая может добиться проверки веса машины, не может доказать, что данные о весе автомобиля отвечают действительности.

«Проблема для «Укртрансбезпек» — в легализации данных полученных на весах. То есть на сегодня трудно доказать, что взвешивание дает точные показатели. И даже если разбирательство заканчивается в суде, то наказание не следует, штрафы не взыскивают», — сказал А. Вадатурский.

Нардеп уточнил: «Но плох будет тот проверяющий вес, который не попытается «нагреть» на этом руки».

«Этим на сегодня пользуется криминалитет, который просто зарабатывает на этих весах. Они берут /> 200-500 грн с фуры взятки. С одной стороны, это ведет к удорожанию товара в этой фуре. С
другой стороны, это не решение вопрос. Потому что в фурах везут и по 60, и по 80 и
по 100 тонн. Это перегруз и получается, что водители заранее готовы откупиться, зная, что это работает, это можно сделать и машину никто не задержит», — говорит парламентарий.

Большие штрафы против жадных грузоперевозчиков

В 2015 году Министерство инфраструктуры анонсировало идею о сборе штрафов с водителей грузовых автомобилей за нарушение нормативов. Предполагалось, что штрафы с существующих в 2015 году 1700 гривен увеличат до 10000 гривен, где сумма штрафа будет зависеть от степени перегруза автомобиля. А в дальнейшем даже приблизят суммы штрафов к европейскому уровню (к примеру, в Германии сумма штрафа за перегруз может достигать и 10000 евро).

В частности, двойной контроль будет представлять собой, по сути, не два, а три этапа контроля. На первом загруженный автомобиль будет взвешиваться, а информация о его результатах вноситься в единую базу автоматического контроля, где ее оперативно сможет видеть инспектор. Эта информация будет также отсылаться для контроля в СБУ и Министерство инфраструктуры, которые будут призваны следить за надлежащим выполнением обязанностей рядовыми инспекторами. Вторым этапом будет непосредственно инспекторский контроль, результатом которого в случае перегруза автомобиля, станет штраф. Для подтверждения осуществляемых действий инспекторы будут снабжены оборудованием, способным провести видеофиксацию самого процесса проверки. В случае же неостановки инспектором автомобиля или не накладывания им штрафных санкций на машину, в дело вступят сотрудники СБУ, которые привлекут его к ответственности. Планировалось, что инспектор, не выполняющий должным образом свои обязанности, будет увольняться с занимаемой должности, напомнил ГолосUA об идеях чиновников двухлетней давности юрист Андрей Меркулов.

Но в 2017 году штрафами и уголовной ответственностью украинских чиновников в облавтодорах не запугать, сообщил ГолосUA Вадатурский.

«Есть люди в Украине, заинтересованные ситуацией с разрушением дорог. И есть те, кому выгодны частые ремонты дорог. Нужно, чтобы мы больше разрушали и государство выделяло больше денег на строительство, чтобы было больше воровства. Если вы посмотрите, как проходят тендера на строительство, то там от 20 до 40% откатов. Я не раз обращался и в НАБУ, и в полицию. И
инициировал несколько уголовных дел, связанных с воровством бюджетных средств, предоставил доказательства на бумаге. Это закончилось, я бы сказал, ничем: с должности снимали
руководителей Службы автомобильных дорог, в облавтодорах, а через год их
снова восстанавливали — в других областях в том же ведомстве», — поведал он.

Соответственно, делает вывод нардеп, в Украине в отрасли ремонтов дорог коррупцию никто не победил и чем больше денег на эти цели из госбюджета выделяют, тем более интересно это выглядит для нечистых на руку чиновников.

«В Украине действует схема — в ходе тендеров победителей вынуждают отказаться от победы в конкурсе, их заставляют быть субподрядчиками. То есть одна фирма предлагает выполнить
ремонт работ за 50 млн, вторая за 75 млн,  третья — за 100 млн. Первые две отказываются, формально тендер выигрывает третья. Но субподрядчиком берут первую и вторую. В итоге ремонт фактически делают за 50-60 млн, а остаток делят. Это замкнутый круг», — считает депутат.

По его мнению, справедливое решение проблемы лежит в плоскости закупки дорогой весовой техники, которая отправляет в органы госнадзора за дорогами не чиновникам, а на спутник.

«Есть пилотный проект Всемирного банка, который профинансирует покупку надежной точной весовой техники для грузовиков. Одни хорошие весы стоят от 600- до 800 тыс. евро, они взвешивают машину в пути, это целый комплекс, передающий данные по спутнику, без вмешательства человека. На Киевскую область нужно 3-4 таких комплекса, на всю Украину – 15»,- высказал он свое мнение ГолосUA.

При этом в «Укртранбезпеке» заявили, что в текущем году Кабмин постановил закупить 78 пунктов контроля веса. По состоянию на август 2017 года, на дорогах Украины работают около 30 таких пунктов. А глава Министерства инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: одновременно с закупкой пунктов контроля веса фур на дорогах поставят больше инспекторов.

Остается надеяться на добросовестность последних, потому что грузоперевозчикам выгодно искушать инспекторов взятками и без задержек доставить за раз тройной вес товаров покупателю. А если у инспектора к водителю перегруженной фуры нет вопросов, то административного правонарушения вроде бы и не было…

Читайте также по теме