«Янтарные» войны: кто борется за добычу «солнечного камня»?

За годы независимости Украины нелегальная добыча янтаря в стране приобрела угрожающие масштабы. Де-факто отрасль работает в тени, в то время как государственное предприятия  «Бурштын Украины» искусственно доведено до банкротства.

В июле 2015 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк решил лично заняться проблемой, подчеркнув, что    монополия на разработку и добычу солнечного камня должна быть сохранена за государством. По его мнению, данную инициативу нужно закрепить на законодательном уровне, так как «миллиарды  уходят в тень».

«Предприятие «Бурштын Украины» имеет нулевые обороты, а реально это миллиарды, которые идут теневым путем в карманы»,- заявил глава правительства. То, что добыча янтаря достаточно выгодный бизнес и так понятно. Но действительно ли идет речь о «миллиардах»?

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, решение «янтарного вопроса» не даст существенной выгоды для государства.

«Эта проблема выеденного яйца не стоит. Да, сегодня имеет место несанкционированная добыча янтаря. Но янтарь не является стратегическим сырьем для Украины, а сумма его экспорта мизерна: официально она не превышает 200 миллионов долларов. При том нужно понимать, что в мире нет какого-то невероятного спроса на янтарь»,- подчеркнул он. Кроме того, эксперт критически отнесся к правительственной идее монополии. Он напомнил, что «Бурштын Украины» самостоятельно его практически не добывало.

Тогда возникает естественный вопрос: может, стоит легализовать этот бизнес и тогда, вожделенные «миллиарды» наконец потекут не в частный карман, а в бюджет страны? /> А. Охрименко отмечает, что в данном случае можно использовать выдачу лицензий, которые позволят «диким» частникам работать без каких-либо проблем, а государство будет владеть реальной информацией относительно добычи янтаря. «Есть разные виды лицензий: «разрешительная» и «явочная». В случае явочной лицензии государство сможет контролировать и вести учет янтаря»,- говорит он.

В свою очередь экономический эксперт Александр Жолудь уверен, что государство сегодня не в состоянии полноценно контролировать процесс добычи. «Нужно учитывать, что территории, где добывается янтарь, большие и постоянного контроля над ними нет. Могут быть какие-то «кавалерийские атаки» пограничной службы, но на самом деле постоянный контроль никто не сможет обеспечить»,- подчеркнул А. Жолудь. Экономист согласился с мнением А. Охрименко, что выдача лицензий сможет остановить «черных» копателей. В то же время эксперт отметил, что высокая стоимость лицензионной добычи может привести к негативному аспекту: нелегальный бизнес продолжит свое развитие. А. Жолудь уточнил, что легальные добытчики сами будут заинтересованы в том, чтобы янтарные месторождения разрабатывались только законным способом. «То есть нужно задействовать систему таким образом, что покупка лицензий была выгодна. Более того, те, кто ее приобрели, будут заинтересованы в том, чтобы бороться с «нелегалами». Тогда мы получаем частную конкуренцию без вмешательства государства, а владельцы лицензий станут давить на правоохранительные органы, чтобы те боролись с нелегальной добычей»,- констатировал А. Жолудь.

Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта говорит, что янтарный бизнес контролируется двумя группами: организованной преступностью и сотрудниками правоохранительных органов.
Получается то, что мы сегодня видим в СМИ – аресты  и изъятие огромных партий сырья – является банальным перераспределением прибыльного дела. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что существуют определенные силы, которые заинтересованы в дальнейшей тенезации данного рынка.

«За последние полтора года уровень тенизации экономики значительно вырос. На этих янтарных потоках сейчас живут милиция, государственные и районные администрации и те же пограничники. Легализация бизнеса приведет к тому, что эти деньги будет получать казна, а не карманы олигархов и прочих заинтересованных лиц. То есть вся эта история с борьбой используется только для того, чтобы произвести перераспределение этих потоков и поставить своих новых «смотрящих»,- сообщил Р. Бортник.

Читайте также по теме