Правительство хочет разрешить приватизацию части украинской газотранспортной системы. То есть, сделать то, в чем раньше обвиняли режим Януковича. Но продать трубу непросто. Эксперты считают, что западным операторам пообещают доступ на внутренний рынок. Цены на газ для населения вырастут.
Верховная Рада 19 июня с третьей попытки внесла в повестку дня правительственный законопроект о создании единого оператора украинской газотранспортной системы при участии инвесторов из США и Евросоюза.
Арсений Яценюк заявил, что законопроект, дескать, остановит строительство газопровода «Южный поток» через Черное море, который конкурирует с украинской ГТС. А для этого должна быть создана компания-оператор, 49% акций которой будут принадлежать газотранспортным компаниям ЕС или США.
«Это даст возможность остановить строительство «Южного потока» и направить все объемы, которые планировались по «Южному потоку», через Украину, так как в этом будут, в первую очередь, заинтересованы страны-члены ЕС», — сказал Яценюк.
А «Южный поток» все равно постороят
Директор Института Политического анализа и международных исследований Сергей Толстов считает, что «Южный поток» все равно будет построен, ведь в нем заинтересованы европейские потребители.
«С рыночной точки зрения, чем больше газопроводов, тем лучше, ведь конечный потребитель может выбирать оптимальные условия транзита», — сказал Толстов.
Накануне "за" строительство «Южного потока» высказался европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Также Эттингер выразил опасение, что этой зимой могут возникнуть проблемы с поставкой газа в ЕС, когда Украина начнет «отбирать газ для собственных потребностей».
То есть, попросту красть у европейских потребителей. Ведь из-за неуплаченных долгов, Украина перестала получать газ из России.
«Европейцы кровно заинтересованы в том, чтобы газ шел в обход Украины. Избежать этого можно только неукоснительно выполняя условия транзита и защитив поставки газа от политических рисков. Но вместо этого правительство Яценюка делает то, в чем обвиняли Януковича- фактически приватизирует ГТС», — добавил он.
Яценюк скрывает, что тарифы вырастут
Заместитель научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев считает, что западных партнеров может привлечь не газовая труба, а внутренний рынок Украины.
«Компании, которые получат долю в украинских магистральных газопроводах и подземных хранилищах, постараются застолбить рынок по праву первенства. И хотя «Южный поток» будет построен и объемы транзита сократятся, эти фирмы смогут получить доступ к снабжению украинских потребителей», — сказал Рябцев.
Он подчеркнул, что для привлечения западных фирм необходимо повышение потребительских тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги.
«Игроки рынка должны быть уверенны, что цены высоки, и правительство проводит соответствующую политику», — отметил эксперт.
Чем привлекут инвесторов
Сергей Толстов считает, что покупателями акций украинской ГТС могут стать американские компании.
«Истинная цель правительства Яценюка – продать часть ГТС американцам, чтобы те оказывали давление на Европу и этим обеспечивали транзит. Но американские компании хотят получить все даром, и их можно заинтересовать лишь невероятно выгодными условиями», — уверен Толстов.
Он полагает, что завладев украинскими активами, американские компании не станут вкладывать средства в модернизацию ГТС, а ограничатся ремонтом.
«Американцы и европейцы захотят войти на рынок и контролировать активы. Но долгосрочных инвестиций ждать не приходится. ЕБРР и Европейский инвестиционный банк открыли программу для модернизации украинской ГТС на сумму 308 млн евро. Можно рассчитывать лишь на то, что на эти деньги будет установлено оборудование западных производителей», — считает Толстов, подчеркнув, что для модернизации ГТС нужно около 5 миллиардов.
Справка ГолосUA
В 2002 году Украина начала переговоры по созданию трехстороннего консорциума по управлению ГТС при участии Газпрома и немецких компаний.
В ходе переговоров Германия отказалась от участия, но консорциум был создан — Газпром и Нафтогаз получили в нем по 50%.
Однако в собственность консорциума ГТС передана не была. Год назад посол России в Украине Михаил Зурабов говорил, что Россия готова гарантировать ежегодный транзит в объеме 60 млрд кубометров газа через Украину в случае создания двухстороннего консорциума по управлению ГТС.
Теперь к управлению украинской ГТС будут допущены лишь компании ЕС и США. Они должны быть или членами Европейской сети операторов транспортировки газа, или оператором системы транспортировки газа США.
«Мощность украинской ГТС в целом — 140 миллиардов кубометров газа в год, мы качали 122, сейчас мы качаем 80. Если будет построен "Южный поток", а он будет построен, если этот закон не будет принят, то мы в лучшем случае будем качать 45-50 миллиардов кубометров в год», – заявил Яценюк.